Во всем мире ситуация на внутреннем рынке энергоносителей, от которых во многом зависит развитие экономики в целом, находится под пристальным вниманием государства. Резкие скачки цен на автотопливо традиционно вызывают недовольство со стороны граждан и становятся темой номер один в СМИ. Так произошло и после весеннего повышения стоимости бензина в России, которое спровоцировало бурю негодования со стороны обычных потребителей. Владельцы автомобилей задаются вопросом, как долго это будет продолжаться и почему так происходит?

Экономисты сравнивают сегодняшнюю ситуацию с аналогичными кризисами, которые уже имели место в России в 1996, 2000 и 2008 годах. В подобных случаях власти, чтобы остановить волну роста цен, вводят ручное администрирование и устанавливают ценовые ограничения на определенные группы товаров, в том числе и автотопливо. На пике кризиса такое решение является оправданным, однако в дальнейшем для нормального развития экономики необходимо вновь обеспечить рыночное равновесие. Однако в нашей стране, как показывает практика, ручные механизмы формирования цен сохраняются длительный период, из-за чего возникают перекосы.

Непростые времена, которые пришлось пережить России в 2014 году, были вызваны резким падением мировых цен на нефть, кроме того, экономику страны пошатнули санкции со стороны западных стран. Такой двойной удар спровоцировал очередной экономический кризис, повлекший за собой сильную девальвацию отечественной валюты. Если в начале 2014 года рубль котировался на уровне 33,8 рубля за американский доллар и 46,1 рубль за евро, то через 10 месяцев рубль «потерял» 49% по отношению к евро (68,8 руб. за 1 евро), и более чем 65% своей стоимости относительно американской валюты (55,8 руб. за доллар). Однако на внутреннем рынке автотоплива в тот момент удалось не допустить стремительного взлета цен: в общем стоимость горючего выросла в среднем на 11%. Благодаря этому в определенной мере удалось удержать и цены на остальные товары, поскольку в стоимость каждого из них закладываются затраты на транспортировку.

Коварство низких цен

Заправиться в России в 2014 году было намного дешевле, чем в европейских странах. В пересчете на евровалюту расценки на топливо в конце этого года даже снизились (0,47 евро против 0,64 евро в январе того же года). Это стало возможным благодаря совместным действиям правительства и крупнейших нефтяников («Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз»). Такая политика в 2015 году помогла выстоять и пережить тяжелый период и отечественным предпринимателям, и потребителям. Однако ручное управление ценообразованием затянулось, из-за чего сейчас и начались проблемы на рынке автотоплива.

Действующие административные ограничения, мешающие естественной рыночной саморегуляции, создали сразу несколько трудностей:

  1. Заниженные внутренние цены на российском рынке сделали его малопривлекательным для традиционных поставщиков горючего – импортеров из Беларуси, Финляндии и других стран. Поставщики бензина предпочитают работать с более щедрыми покупателями из Евросоюза, например, розничная стоимость бензина в Польше, Литве и Швеции превышает российские расценки более чем в 2 раза.
  2. Отечественные производители, вынужденные считаться с ценовыми барьерами, стали уменьшать производство невыгодного для них нефтепродукта.

Есть и еще один существенный минус ограничительных мер, который не столь очевиден на данном этапе, но который плохо влияет на будущее развитие нефтяной отрасли. Из-за искусственно заниженных цен и нехватки финансов остановилась работа по реконструкции и модернизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов. Если ситуация не изменится, то в ближайшие годы проблема только усугубится.

Что происходит сейчас?

То, что мы наблюдаем сейчас на внутреннем рынке нефтепродуктов, является результатом ручного регулирования, при котором не учитывается реальная ситуация в отрасли. Скачки цен показывают, что ситуация выходит из-под контроля и требует немедленного профессионального решения. Россия рискует повторить свои же ошибки, которые она уже допускала в подобных ситуациях в 1996, 2000 и 2008 годах, когда возникал дефицит горючего.

Определенная стабильность на топливном рынке сохраняется благодаря компании «Роснефть», которая обеспечивает поставки 35% от общего объема бензина в стране. Благодаря ее работе пока не чувствуется острого дефицита горючего, однако общая ситуация с производством автомобильного топлива выглядит не радужно. С 2005 года объем нефти, из которой производится бензин на отечественных заводах, снижается. И хотя в 2016 году российским НПЗ удалось выйти на рекордный уровень производства автобензинов, в 2017 году был зафиксирован спад отрасли на 2%, что объясняется снижением рентабельности.

Эксперты отмечают: сейчас, при текущих экономических и политических условиях, обеспечить необходимый объем бензина на внутреннем рынке могут только отечественные производители. Следует также напомнить, что потребление горючего в стране понемногу, но растет. Возникает вопрос, как избежать дефицита, если частные компании из-за снижения рентабельности бизнеса сокращают производство автобензина?

Один из вариантов решения проблемы – уменьшить экспорт топлива ровно на столько, на сколько растет внутренний спрос. Однако здесь не все так просто: во-первых, объем продаж за рубеж на данный момент не так уж велик – он составляет всего 10% от всего произведенного бензина, поэтому не может кардинально изменить ситуацию. С другой стороны, экспорт становится все более привлекательным для производителей, тем более что в 2018 году антимонопольная служба установила таможенную пошлину на вывозимые нефтепродукты почти в 10 раз ниже, чем 4 года назад – 35,8 доллара за тонну против 360 долларов.

Проблема – в налогах?

В развитых странах потребление бензина на душу населения выше, чем в РФ, в разы.  Например, в сопоставимой по климатическим условиям Норвегии среднестатистический местный автовладелец расходует топлива в три раза больше, чем его русский коллега. И это при том, что внутренние цены на бензин в Норвегии, являющейся самым крупным в Европе экспортером нефти, превышают российские в три раза.

Для того, чтобы сделать горючее для наших соотечественников более доступным, как это обеспечивается в той же Норвегии или Канаде, нужно, в первую очередь, развивать экономику и повышать доходы населения. А можно ли снизить стоимость нефтепродукта в условиях рыночного ценообразования?

Экономисты предлагают обратить внимание на формулу цены бензина. Доля нефтяников в ней составляет не более 2%, 75% розничной стоимости горючего – это налоги, которые постоянно увеличиваются. Например, в 2018 году в очередной раз повысили налоги на добычу полезных ископаемых, также выросли акцизные пошлины на бензин.  Потребителям остается надеяться, что правительство, наконец, перейдет к рыночным механизмам управления и сможет обеспечить равновесие между фискальными интересами, от которых зависит наполняемость госбюджета, и интересами обычных потребителей.