Представители нефтяного бизнеса видят перспективность российского рынка высокооктановых автомобильных бензинов по следующим причинам:

-высокая доходность внутреннего рынка;

-постоянно растущее потребление топлива;

-курс на потребительский сегмент рынка;

-система розничных продаж через АЗС.

Все эти факторы в совокупности объясняют высокую доходность рынка высокооктановых бензинов в России и интерес к нему со стороны нефтяных корпораций.

Впрочем, высокорентабельное производство качественного автомобильного бензина возможно только при соблюдении сложной технологии первичной и вторичной переработки нефтяного сырья, а также использовании специальных компонентов (добавок и присадок), повышающих класс бензина. Добавки и присадки улучшают эксплуатационные свойства автомобильного бензина. Производство бензина с октановым числом не ниже 95 (то есть соответствующего классам Евро-4 и Евро-5) требует обязательного использования кислородосодержащих ингредиентов (оксигенатов).

Наиболее популярные оксигенаты, применяемые в производстве бензина

Среди веществ-носителей кислорода (оксигенатов) наибольшее распространение на сегодняшний день имеют:

  • МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир);
  • ЭТБЭ (этил-трет-бутиловый эфир);
  • МТАЭ (ТАМЭ) (метил-трет-амиловый эфир).

МТБЭ получают путем реакции метанола с изобутиленом, ЭТБЭ – методом метоксилирования этанола с изобутиленом. Для производства МТАЭ применяется метоксилирование метанола изоамиленом.

В Соединенных Штатах использование МТБЭ запрещено, поскольку данное вещество охотно растворяется в воде, имеются также сведения о его токсичности. Поэтому наибольшее внимание во всем мире вызывает альтернативный вариант добавок для получения высокооктановых бензинов – МТАЭ. Интерес нефтяников к данному оксигенату объясняется еще и тем, что в процессе крекинга на нефтеперерабатывающих производствах образуется большое количество побочного продукта — изоамилена – компонента, входящего в состав МТАЭ.

Промышленное использование указанного вещества на сегодняшний день сдерживается следующими обстоятельствами:

-нет систематических исследований свойств и технических показателей МТАЭ;

-не ведется мониторинг цен МТАЭ на мировом рынке.

Предполагается, что российские мощности каталитического крекинга в ближайшем будущем будут возрастать. В 2012 году компания «Санорс» ввела в эксплуатацию установку по производству ТАМЭ проектной мощностью 300 000 тонн в год. При таких потенциальных объемах и перспективности ТАМЭ требуется серьезная исследовательская работа по изучению характеристик данной добавки. Исходным сырьем для производства этого эфира может служить и чистый изоамилен, и крекинг фракция НК-70 °С с содержанием изогексена и изогептена. Конверсия указанных компонентов в эфиры составляет соответственно 95, 60 и 20 процентов.

В настоящий момент ТАМЭ становится все более конкурентоспособным на рынке автомобильных бензинов (при сравнении с другими кислородсодержащими добавками). Потенциальный рост производства ТАМЭ в России вызван общим увеличением числа крекинговых установок и тем, что в нашей стране действуют акцизные сборы на спиртосодержащую продукцию (что ограничивает производство и применение биоэтанолов и подогревает интерес производителей к альтернативным добавкам).