И для тех, кто уже давно работает на рынке топлива, и для тех, кто только открывает собственную АЗС, важно понимать, чем именно они собираются привлечь клиентов. На рынке автозаправок царит жесткая конкуренция, а ценовая политика уже не может дать желаемого преимущества. Игрокам приходится искать другие способы борьбы за потребителя. Эксперты рекомендуют обратить внимание на маркетинговые коммуникации, которые позволяют влиять на предпочтения покупателей.
Рассмотрим такой инструмент коммуникаций, как брендинг. Чем он может помочь, и почему маркетологи называют сильный бренд самым ценным активом компании?
Организация и запуск любого бизнеса – сложный процесс. Предпринимателю, в частности, предстоит решить множество организационных, технических и логистических вопросов. В случае с топливным бизнесом нужно позаботиться об аренде/покупке/строительстве здания, закупке оборудования, поиске подходящих поставщиков горючего. Это трудные, но стандартно решаемые задачи: подходящих партнеров и поставщиков можно достаточно быстро найти через специализированные каталоги или по рекомендациям.
Проблема заключается в том, что остальные АЗС, по крайней мере, те, которые работают в вашем регионе, действуют по такому же алгоритму, и условия их сотрудничества с поставщиками мало чем отличаются от ваших. Это означает, что топливо и оборудование на разных заправках идентичны, поэтому для клиента не принципиально, у кого заправляться. Если вы вышли на рынок позже, скорее всего, поток клиентов на вашу АЗС будет небольшим, потому что автомобилисты уже привыкли заправляться на одной из ранее открывшихся станций и не видят причин менять свою привычку. Возникает вопрос: как завоевать/отвоевать клиентов?
Все начинается с бренда
И вот тут самое время вспомнить о маркетинге и брендинге. Напомним, что под маркетингом понимают комплексную организацию сбыта продукции с учетом потребностей рынка. Потребителям предлагается неимоверное количество товаров одного наименования, при этом характеристики разных вариантов настолько схожи, что продукты от разных производителей очень сложно идентифицировать и отличить. Чтобы помочь потребителям это сделать, продавцы (производители) уникализируют свои товары с помощью маркетинговых ухищрений и инструментов, один из которых – брендинг.
Под брендом понимают не только имя, торговый знак или символ, отличающие компанию и ее продукцию от аналогов конкурентов. Бренд – это смысл компании и ее продуктов, как его видят сами создатели. При создании бренда, который используется как эффективный инструмент формирования потребительских предпочтений, учитывают не только функциональные и экономические, но также социальные и психологические нужды покупателей. Бренд должен вызывать эмоции – тогда он дает нужный эффект.
Практика доказывает, что у компаний, имеющих успешный, узнаваемый, раскрученный бренд, товары расходятся лучше даже при примерно равных с конкурентами потребительских характеристиках и свойствах, подтверждает руководитель отдела маркетинга компании «ИннтехТрейд» Алексей Домышев. Приверженцы конкретных брендов отдают им предпочтение, несмотря на более высокую цену и какие-либо трудности при покупке. Например, чтобы купить новенький iPhone, почитатели всемирно известного американского бренда готовы заплатить немалые деньги и несколько часов провести в очередях. Водители, оценившие топливо конкретной марки или удовлетворенные сервисом определенной АЗС, готовы заплатить больше и проехать пару лишних километров, чтобы заправиться в любимом месте.
Как вы яхту назовете, так она и поплывет
Брендинг, подразумевающий создание и развитие бренда, включает целый комплекс маркетинговых мероприятий. Работа над брендом начинается с подготовки концепции и разработки атрибутов, также проводится позиционирование компании. Один из важных элементов бренда – название, имя. Маркетологи уверены: название не менее важно, чем качество сервиса. Благодаря звучному, адекватному имени можно создать привлекательный образ, заинтересовать потенциальных клиентов. Красивое, запоминающее имя используют для продвижения не только компании (в нашем случае АЗС), но и конкретных товаров. Например, организуя продажу премиальных видов горючего, некоторые владельцы автозаправок предлагают оригинальные названия уникальных составов – такой подход позволяет привлечь внимание клиентов и упрощает процесс запоминания. Чтобы наименование справилось с этими задачами, лучше доверить нейминг профессионалам – они помогут найти слова, атрибуты и символы, которые смогут сами продавать ваши продукты.
Фирменный стиль
В рамках брендинга разрабатывается фирменный стиль компании – это один из инструментов визуальной идентификации конкретной организации. Хотите выделиться, запомниться, создать определенный имидж? Разработайте собственный фирменный стиль поработайте над обликом своей автозаправки, над ее оформлением и организацией пространства. Созданный и поддерживаемый визуальный образ позволяет формировать определенное мнение о компании – такое, какое нужно вам. С помощью фирменного стиля вы сможете вызвать нужные чувства и привязанность потребителя.
Итак, победа в борьбе за покупателя невозможна без грамотного маркетинга, задачей которого является в том числе создание нематериальных ценностей (включая узнаваемый бренд). А ведь зачастую именно они — одно из главных конкурентных преимуществ компании. Но не все владельцы АЗС (особенно это относится к независимым участникам топливного рынка) имеют возможность профессионально заниматься маркетингом. Свои услуги в данном направлении предлагает компания «ИннтехТрейд», выпускающая уникальные катализаторы горения, предназначенные для создания премиального топлива. Своим партнерам «ИннтехТрейд» предоставляет комплексную поддержку, в том числе маркетинговую, по продвижению новых продуктов.