В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза 013/2011, с 1 января 2016 года запрещен выпуск в обращение автомобильного бензина ниже экологического класса 5, а также его реализация. В связи с этим не допускается производство автомобильных бензинов с использованием N-метиланилина (монометиланилин/ММА), известного своей способностью увеличивать детонационную стойкость топлива.

Ограничение использования ММА в качестве присадки для топлива вызвано суждениями о его негативном воздействии на здоровье человека и влиянии на качество автобензина. Однако единственное, что отличает бензин экологического класса 5 от класса 4, кроме отсутствия N-метиланилина, это содержание серы 10ppm и 50ppm соответственно.

Экологическая безопасность N-метиланилина и его применение

ММА на самом деле способен нанести вред и организму человека, и окружающей среде. Однако, благодаря герметичности и автоматизации технологического оборудования в процессе производства, хранения и транспортировки, непосредственного контакта изготовителей бензинов и автовладельцев с соединением не происходит. Содержание монометиланилина в автобензине не превышает допустимой концентрации, равной 1,0% об., что не представляет опасности для человека. Кроме того, Международным агентством по изучению рака установлено, что данное вещество не обладает канцерогенными свойствами.

Применение N-метиланилина в качестве присадки в выпуске автобензинов даёт возможность значительно увеличить детонационную стойкость топлива, оказывая положительное влияние на индукционный период. Стоит отметить, что другие показатели топлива остаются неизменными, в число которых входит воздействие на атмосферу отработанных газов. Следовательно, применение N-метиланилина в определенных концентрациях улучшает характеристики бензина и не оказывает влияния на его экологический класс. Вне зависимости от содержания ММА в топливе, бензин является малоопасным продуктом для здоровья человека.

Производство автомобильных бензинов

В период с 2011 по 2014 гг. в производстве бензинов доля марки Премиум-95 увеличилась с 21,3% до 28,9%, что является следствием роста количества транспорта на бензине с октановым числом 95 и выше. Предположительно, ситуация будет сохраняться и поспособствует ещё большему производству соответствующего топлива.

Существенный рост актуальности использования присадок в ближайшие время будет объясняться тем, что октановое число бензина, выпускаемого российскими нефтеперерабатывающими заводами, достигает лишь 92-94. Однако могут возникнуть сложности в связи с запретом использования ММА и недостаточным объёмом производства метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) для снабжения производителей автомобильных бензинов с более высоким октановым числом. Как следствие произойдет рост цен и на автобензин, и на данный антидетонатор — единственный октаноповышающий продукт на российском рынке.

Зарубежный опыт

За рубежом до момента, вызванного необходимостью производства топлива с октановым числом 98 и выше, ароматические амины не были широко распространены. Однако такие зарубежные производители присадок как Shell Oil Company после проведения исследований подтвердили их положительное воздействие на стойкость бензина к детонации с сохранением остальных физико-химических показателей. Известно, что использование N-метиланилина законодательно не запрещено в Европе, США и многих странах Азии. К тому же в рекомендациях Всемирной топливной хартии к качеству автомобильного топлива ограничений по содержанию ММА не устанавливается.

Таким образом, при разработке регламента руководствовались целью определить требования к топливу для его эффективности и обеспечения безопасного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Исследования подтверждают благоприятную роль, оказываемую монометиланилином на свойства нефтепродукта. Автомобильные бензины с содержанием этого соединения отвечают всем экологическим стандартам, что соответствует цели Технического регламента.

Разрешение использовать ММА в производстве автомобильных бензинов экологического класса 5 поспособствует повышению уровня конкурентоспособности присадок и получению возможности производства качественных высокооктановых бензинов.