С целью реализации инвестиционных программ летом 2011 года всеми нефтяными компаниями и крупными независимыми НПЗ были заключены соглашения с ФАС, Ростехнадзором и Ростехрегулированием с провозглашением графика ввода установок вторичной переработки нефти. С точки зрения правительства РФ, такие действия должны были положительным образом повлиять на нефтепереработчиков, ускорив темпы модернизации НПЗ. Решение было обусловлено намерением властей предотвратить локальный дефицит топлива на внутреннем рынке, представляющий собой социально-опасную ситуацию. Также залогом перехода моторных топлив на новые экологические классы, согласно действующему Техническому регламенту Таможенного союза 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (далее — Технический регламент), должна была стать модернизация заводов.

Принципы составления и утверждения этого Технического регламента были направлены на лимитирование потребления неэкологичных моторных топлив на территории России и стран Таможенного союза. В содержании документа отражены ужесточения к автомобильным бензинам касаемо наличия серы, бензола, ароматических соединений, ограничения содержания олефинов, кислорода и кислородсодержащих эфиров и спиртов, постепенного отказа от использования N-метиланилина (монометиланилина, ММА) и соединений марганца и железа.

Отсутствие жестких требований к октановым числам рассматриваемого топлива носит весьма спорный характер. В принципе, данный документ не обязывает производителей к выпуску высокооктанового бензина, но это совершенно противоречит предназначению технического регулирования. Поэтому показатель октанового числа определяется требованием потребителя.

С принятием Технического регламента в отечественной нефтепереработке возникли серьезные затруднения, заставившие правительство РФ отодвигать сроки введения более высоких классов топлива в связи с особенностями технологии переработки нефти.

Ещё со времен СССР продукты каталитического риформинга (бензин риформинга, риформат) составляют базу автобензинов в стране.

В основе данного процесса лежит переработка прямогонных бензиновых фракций с целью повышения концентраций содержащихся в них ароматических соединений, которые, в свою очередь, обладает более высоким октановым числом, чем исходная нафта. Согласно требованиям Технического регламента риформат не должен применяться без значительного разбавления именно из-за недостаточного содержания бензола и ароматики.

К числу важных, но менее популярных процессов получения составляющих автомобильного бензина на НПЗ, относится каталитический крекинг с применением в качестве сырья тяжелых фракций нефти. Бензин в этом случае характеризуется относительно высоким октановым числом, но с большим содержанием олефинов, серы и ароматики, что не позволяет использовать его как основной компонент товарного топлива.

Однако компоненты товарных автобензинов в России получают в основном каталитическим риформингом и каталитическим крекингом. В 2013 году их вклад в производство автобензинов составил 49% и 23% соответственно.

Менее масштабной является изомеризация легкой нафты, где в каталитическом процессе применяются легкокипящие прямогонные бензиновые фракции. В результате происходит изомеризация линейных парафинов в разветвленные, что приводит к повышению октанового числа. Продукт изомеризации называется изомеризатом. Он располагает отличными показателями по содержанию серы, не содержит бензола, ароматики, олефинов. Однако исследованиями установлено, что среднее октановое число изомеризата с отечественных заводов равняется 87,4 пункта, что не улучшает характеристики бензина, но хорошо подходит для разбавления риформата или бензина каталитического крекинга, снижая процентное содержание бензола, ароматики, олефинов. Достоинством процесса являются незначительные капитальные затраты на включение таких установок в структуру НПЗ.

При переработке побочной продукции установок каталитического крекинга в легкий высокооктановый бензин получают важнейший компонент бензина — алкилат. Этот продукт характеризуется октановым числом равным 90–96 и предназначен для повышения детонационной стойкости топлива. Проблема в том, что процесс будет вестись только при наличии мощных установок каталитического крекинга, которые выступают в качестве производителей сырья для алкилирования. Поэтому в нашей стране данный процесс не относится к числу общераспространенных.

Таким образом, процесс модернизации нефтепереработки в области автобензинов представляет собой масштабную миссию по использованию новых установок на НПЗ с целью создания обязательных дополнительных компонентов с различными характеристиками для базовой смеси, отвечающей требованиям Технического регламента и обеспечивающей потребности потребителя в качественном автомобильном топливе.

1421