На основе выпуска компонентов товарных автобензинов на нефтеперерабатывающих заводах предполагается сохранение потребности НПЗ во внешнем закупе компонентов для повышения октанового числа топлива вплоть до 2020 года. Такие прогнозы сделаны исходя из сопоставления структур возможностей каждого из предприятий по изготовлению автомобильных бензинов с различными октановыми числами (92, 95, 98) с присущими составляющими спроса на вышеперечисленные марки и уравнивании октановых показателей конечных товарных топлив необходимым количеством октаноповышающих компонентов извне. В данной модели, главным образом, прогнозы опираются на структуру итогового спроса на бензины и зависящие от них значения октанового числа.

В России в течение 2014-2020 годов будут наблюдаться следующие изменения среднего октанового числа автобензинов, которыми пользуются на внутреннем рынке.

1229

Мониторинг спроса на октаноповышающие компоненты во многом зависит от совершенствования нормативной документации. Так, в начале данного исследования велись споры о внесении изменений в Технический регламент касаемо либо продления на неопределенный период сроков обращения на территории России бензинов класса 4 вместе с классом 5, либо утверждением для класса 5 нормы по содержанию монометиланилина (ММА) не 0, как в требованиях действующей редакции, а 1% — на уровне класса 4.

Этим было обусловлено рассмотрение трех вариантов развития спроса на компоненты, повышающие детонационную стойкость топлива.

Базовый сценарий: сохранение требований действующего издания Технического регламента — запрет применения ММА при переходе на класс 5 (1 января 2016 года); использование ММА в 2014 и 2015 годах только теми заводами, которые делали это в 2013 году;

Сценарий А: сохранение требований действующего издания Технического регламента; в 2014 году будут использовать ММА те же НПЗ, что и в 2013 году, в 2015 году из-за перехода на класс 4 использовать ММА будут все заводы для обеспечения допустимого содержания ароматики с применением большего объема балластных бензинов. Этот вариант развития событий является маловероятным и рассматривался с целью демонстрации возможных изменений потребностей в октаноповышающих компонентах;

Сценарий Б: внесение изменений в Технический регламент с разрешением использования монометиланилина после 1 января 2016 года; в 2014 году использовать монометиланилин будут те же заводы, что и в 2013 году; с 2015 года все заводы будут использовать ММА с содержанием в границах 1%.

 

Базовый сценарий

При осуществлении базового сценария предполагается изменение спроса на высокооктановые компоненты в 2014–2020 годах следующим образом.

1230

Возрастание потребности в этих компонентах в 2015 году объясняется переходом на выпуск топлив класса 4 со сниженным содержанием ароматики. Данные изменения вынуждают переработчиков к применению неароматических соединений с ухудшением октановых характеристик нефтепродуктов, компенсация которой заключается в последующем закупе у нефтехимических предприятий октаноповышающих компонентов.

В 2017 году будет наблюдаться уменьшение надобности октаноповышающих модификаторов с «дном» в связи с осуществлением программ модернизации НПЗ и увеличением числа вторичных установок бензинового пула при небольшом увеличении спроса на товарный автобензин с высоким октановым числом. В 2017–2020 годах, наоборот, потребность возрастет из-за медленного ввода в эксплуатацию «бензиновых» установок при интенсивной перемене составляющих спроса на автомобильные бензины в силу марок 95 и 98.

Интересно, что прогнозирование по базовому сценарию оспаривает часть обоснования в пользу пересмотра Технического регламента и значимости ММА после 1 января 2016 года. Существует много суждений о том, что при переходе на класс 5 может понадобиться слишком большое количество высокооктановых компонентов. Удовлетворение спроса  окажется возможным лишь с применением ароматических аминов. Однако в результате проведенных анализов установлено, что переход на класс 5 не окажет влияния на рост потребности в октаноповышающих компонентах. Итак, отмена использования ММА в топливах класса 5 не влияет на технические вопросы перехода к выпуску бензинов экологического класса.

 

Сценарий А

Представляет разновидность базового сценария, где долю возросшей потребности в компонентах для повышения октанового числа топлива в 2015 году покроет рынок ММА. По расчетам, НПЗ нуждаются в 156 тыс. тоннах, это в 4 раза превышает оценку на 2014 год и в 2 раза — текущие производственные мощности.

Также воплощение сценария А позволит избежать бурного роста спроса на высокооктановые компоненты и со временем поставщикам МТБЭ и ТАМЭ дождаться пика спроса на товар, который по этому сценарию приходится на 2016 год.

1231

При рассмотрении данного сценария возникает проблема импорта ММА в количествах, в 8 раз превышающих показатели за 2013 год. Вряд ли удастся организовать такие крупные поставки, поэтому реальная картина развития событий находится между образцами базового сценария и сценария А.

 

Сценарий Б

Экстремальная иллюстрация результатов пересмотра Технического регламента с разрешением использовать ММА для автобензина класса 5 с содержанием в границах 1% или продления на неопределенный период обращения класса 4.

1232

Потребность в высокооктановых компонентах совпадает с прогнозами базового сценария в 2014 году и сценарием А — в 2015 году. При исполнении условий сценария Б возможно значительное снижение необходимости октаноповышающих веществ вплоть до 2020 года при заметных колебаниях спроса. При осуществлении базового сценария и сценария А спрос на эфиры доходит до абсолютного максимума за весь промежуток 2014–2020 годов, а в сценарии Б необходимый заводам объем монометиланилина после вспышки 2015 года возвращается к 2017 году примерно показателей 2014 года.

Все 3 сценария в принципе схожи по прогнозам общего производства автомобильного топлива на отечественных НПЗ. Можно сказать только о незначительном снижении производства при осуществлении сценария Б, где объемы выпуска достигнут максимума почти в 200 тыс. тонн в 2020 году.

1233