«Заглох», «застучал», «еле ползет» автомобиль? Что ж, легко догадаться, какими  определениями и эпитетами вы осыпаете заправку, на которой заливали свой последний бак…

Вопрос низкого качества топлива в стране стоит очень остро: продажи контрафакта процветают, а эффективных мер контроля и способов наказания так и не выработано.

Сколько машин преждевременно пришли в негодность из-за плохого топлива, как оно влияет на нашу и так не очень здоровую экологию и отражается на экономике страны,  можно только прикидывать. Некоторые эксперты называют сумму до 100 миллиардов рублей за последние три года. Тут и потеря прибыли добросовестных торговцев, и недоплаченные налоги, и другие факторы. По оценке ведущих участников рынка, оборот контрафактного топлива в стране достигает 10 млн тонн в год.

Насколько эффективна борьба с контрафактным топливом?

Министерство энергетики уверяет, что, несмотря на эти цифры, борьба идет, и темпы ее нарастают. В результате, в 2016 году объем поставленного на рынок контрафакта сократился в полтора раза.

Росстандарт констатирует, что число правонарушений в этой сфере снижается, а на рынке наблюдается улучшение по следованию регламентам реализации топлива.

Что делают для выявления нарушителей?

Росстандарт в сотрудничестве с Генеральной прокуратурой проверяет тысячи организаций, торгующих топливом по всей стране. В 2015 году более трети всех заправок  торговали с нарушениями требований регламента, а на каждой пятой АЗС были выявлены  нарушения физико-химических характеристик топлива. В 2016 году проверки продолжились: нарушения регламента были зафиксированы в каждом четвертом случае, а физико-химических показателей топлива – в 16% случаев против 21% в 2015 году.

Во-первых, после масштабных проверок эффективней стали работать инспекторы на местах. Во-вторых, территориальные отделения Росстандарта стали внимательней относиться к рынку и проводить информационную работу с участниками, которые нарушали правила и которые пришли на рынок впервые.

Что говорят о ситуации участники рынка топлива?

Их оценки более сдержаны. Они тоже отмечают прогресс, но обращают внимание, что проблема требует не столько проверок, сколько системных изменений. Кое-какая работа в этом направлении ведется – к примеру, разграничиваются средние дистилляты и топлива, обсуждается вопрос изменения параметров, на основании которых составы относят к дистиллятам.

Словом, подвижки есть, даже за год работы результаты уже заметны, но сделать предстоит еще очень и очень много. А между тем Росстандарт бросает титанические усилия на контроль работы АЗС, что не особо улучшает ситуацию. Нарушители платят штрафы, иногда их деятельность временно приостанавливают. Но сами поставщики и производители контрафактного топлива при этом не выявляются, и никакого наказания они не несут. Одна из причин такого положения дел – неорганизованность, недостаточная регламентированность систем контроля и взыскания.

Где выше риск нарваться на контрафакт?

Тут участники рынка активно обвиняют друг друга. Крупные компании говорят, что контрафакт сосредоточен на небольших нефтебазах и мини-НПЗ, которые готовы на все, чтобы снизить цены. Те же утверждают, что контрафакт активно продают в крупных сетях, еще и скупая его оптом.

Чего именно не хватает для решения проблемы?

В первую очередь – законопроектов, которые будут регулировать процесс и ответственность всех участников торговли контрафактным топливом: реализаторов, производителей и поставщиков.

Сейчас обсуждается законопроект, который вводит оборотные штрафы для каждой отдельно взятой автозаправочной станции, где продается контрафактное топливо. Сначала планировали установить штраф в пределах 15% от размера годовой выручки заправочной станции, потом опустили этот показатель до 1%, но не менее чем полмиллиона рублей.

При повторном нарушении предполагается взимать штраф в 2 млн рублей или приостанавливать деятельность АЗС на срок до трех месяцев.

Однако до сих пор Минпромторг не внес этот законопроект на рассмотрение правительства. Его представители говорят, что проект на согласовании с органами власти, но вскоре уже будет окончательно готов.

Планируется, что при вступлении законопроекта в силу рынок топлива станет более комфортным для работы добросовестных компаний.

Однако многие независимые участники рынка выступают против новых штрафов. «Российский топливный союз», который их объединяет, выдвинул альтернативные предложения по решению проблемы контрафакта. Среди них есть и пожелания к работе биржевых торгов, и соображения по поводу формирования цен, и целый перечень конкретных действий в отношении участников топливного рынка, и совершенствование законодательной базы, в том числе жесткий контроль топлива на каждом этапе продажи.

А еще – решение проблемы средних дистиллятов (очень популярный контрафакт, который продают под видом дизельного топлива), а также совершенствование налогового кодекса и нормативной документации.

Что делается для решения задачи прямо сейчас?

В конце 2016 года по этой проблеме была создана рабочая группа, в которую вошли представители всех сторон процесса. Первое заседание состоялось в феврале 2017 года.

Группа должна предложить эффективные комплексные меры борьбы с суррогатами. Это будет логичный шаг на пути модернизации НПЗ и повышения качества продукта, который поступает к конечному потребителю.