Новости недели. «Роснефть» против независимых АЗС

От независимых АЗС требуют обязательств

Правительство по инициативе «Роснефти» проверит, какие независимые сети заправок в России можно признать монополистами в своих регионах и обязать заморозить цены. Собеседники видят в таком подходе угрозу независимым АЗС, которые в случае, если не смогут компенсировать убытки, просто закроются. По мнению экспертов, попытка обязать независимые сети заморозить цены вряд ли имеет смысл, поскольку они все равно зависят в ценовой политике от сетей нефтяных компаний и продают только 30% объемов топлива в РФ.

Независимые сети АЗС, занимающие монопольное положение, должны будут подписать соглашение о стабилизации топливного рынка. Как сообщил вице-премьер Дмитрий Козак на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства, ФАС до конца года определит, какие независимые сети можно счесть монопольными поставщиками в своих регионах. «Поставлена задача ФАС и Минэнерго РФ проанализировать в региональном разрезе все сети независимых АЗС — а они занимают 62% рынка нефтепродуктов — на предмет монополизации»,— сообщил он. По словам господина Козака, часто собственниками различных сетей выступают одни лица.

До сих пор независимые АЗС не участвовали в договоренностях с правительством по стабилизации цен на топливо, такой диалог Белый дом предпочитал вести с крупнейшими нефтекомпаниями. В конце мая нефтекомпании договорились заморозить розничные цены на топливо, а с 1 ноября вступило в силу соглашение о заморозке и мелкооптовых цен. Последняя договоренность была вызвана именно тем, что, удерживая цены в рознице и повышая в опте, нефтяные компании вынуждали независимые АЗС работать в убыток. Проверить независимые АЗС и включить их владельцев в периметр сделки по стабилизации цен требовала «Роснефть». Компания указывала, что, занимая монопольное положение в некоторых регионах, они не несут ответственности за обеспечение потребителей топливом, а также не контролируют его качество.


Сечин объяснил высокие цены на бензин политикой независимых АЗС

Глава «Роснефти» Игорь Сечин в интервью «Коммерсантъ FM» обвинил независимые сети АЗС в создании монопольных структур в регионах, призываных подстегнуть рост цен на топливо.

«У нас сложилась конструкция, когда в отдельных регионах формируются монопольные структуры с устоявшейся схемой поставок, которые нацелены на увеличение стоимости. И даже вертикально интегрированные компании, в соответствии с антимонопольным законодательством, вынуждены подстраиваться. Но мы сейчас с этим будем разбираться очень серьезно», — заявил глава «Роснефти».

По оценке, приведенной Сечиным, независимым сетям принадлежит доля в 30% рынка. «Эти 30% как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство, значит, вынуждены даже поднимать цену», — заявил он.

Сечин в качестве примера рассказал о ситуации в одном из регионов, где «Роснефть» владеет шестью заправками. «Там ценообразование идет по следующей формуле: есть две монопольные структуры, которые диктуют цены, а также еще десяток посредников с различными названиями, я не всех помню даже, но с тем же собственником, что и в сетях», — описал он ситуацию. Таким образом, с помощью цепочки посредников, уверен Сечин, независимые сети формируют выгодную для себя цену.

«Это одно слово — коррупция», — подчеркнул он.


Перетягивание бензина

Решение правительства о заморозке мелкооптовых цен на топливо изменило торговую политику крупных нефтекомпаний, говорят собеседники на рынке. Нефтяники минимизируют продажи топлива независимым сетям АЗС, отменяя системы скидок и переходя на полную предоплату, и направляют топливо на собственные заправки.

В Восточной Сибири, где велика концентрация независимых АЗС, такой подход уже привел к нехватке дефицитного зимнего дизельного топлива. Избежать полноценного кризиса, считают собеседники, в такой ситуации можно лишь за счет зимнего падения спроса и низких цен на нефть.

Обязательства нефтекомпаний заморозить цены на нефтепродукты в мелком опте с 1 ноября вынудили их частично изменить торговую политику, чтобы сократить убытки и в ситуации неопределенности обеспечить топливом свои заправки, говорят собеседники на рынке и в правительстве. Так, нефтекомпании в ряде случаев отказались от скидок мелкооптовым покупателям, перешли на систему полной предоплаты, а также снизили отгрузки независимым АЗС. Высвободившиеся объемы, по словам источников, были в основном направлены на АЗС самих нефтекомпаний, а также частично проданы на бирже или осели на нефтебазах — в рамках выполнения требования правительства о росте поставок топлива на внутренний рынок на 3%.

Если в Центральной России этот переход, по словам опрошенных участников рынка, не вызвал существенных проблем, то в Восточной Сибири, где исторически велика доля независимых АЗС, ситуация уже принимает характер локального дефицита нефтепродуктов.

По словам одного из собеседников, в Иркутске, Чите, Красноярске и Алтайском крае заявки независимых заправок на топливо выполнялись на прошлой неделе на 5–10%. Это связано с тем, что «Газпром нефть» поставляла в регионы значительный объем топлива производства других компаний, но после заморозки цен в мелком опте такие трейдерские операции стали невыгодными.

2018-11-16T16:48:27+00:00