Российские эксперты верят в победу нефти над электромобилями

Триумф электромобилей над двигателями внутреннего сгорания преувеличен, уверены эксперты топливно-энергетического сектора России. Борьба мировых держав с загрязнением окружающей среды спровоцировала электромобильную революцию, подтолкнув автоконцерны вкладывать деньги в создание экологически чистых автомобилей.

«Во многих городах и странах, если включить электрические чайники одновременно, то выбивает пробки, представьте себе, что будет, если все подключат электромобили в девять вечера», — сказал глава аналитического центра ТЭК при Минэнерго Павел Сорокин на конференции рейтингового агентства S&P. Чтобы электромобили получили массовое развитие, нужно вложить колоссальные средства — это не миллиарды долларов, а триллионы — в переформатирование распределительных сетей, добавил он. Электромобили имеют спрос в основном в маленьких странах с очень высоким уровнем жизни, который базируется в основном на сторонниках зеленой энергетики и последователях моде.

«100 лет назад электромобили уже проиграли свою битву двигателям внутреннего сгорания, потому что были неконкурентоспособны по ряду параметров», — цитируют Сорокина «Ведомости».

Россия производит 10,9 млн барелей нефти в сутки, находясь в числе лидеров по добыче нефти, и получает существенную часть доходов в бюджет от ее экспорта. Нефть служит сырьем для производства бензина, дизеля, мазута, используемых в качестве топлива. Электричество сейчас гораздо дешевле бензина, но в структуре стоимости бензина много налогов, говорит глава департамента стратегии и инноваций Газпромнефти Сергей Вакуленко.

«Если вдруг применение углеводородного топлива начнет снижаться, государство от всех этих источников доходов отказаться не сможет, и тогда все это налоговое бремя перейдет на электричество, и экономика электромобилей и обычных автомобилей для потребителя станет более сравнимой даже при нулевой стоимости батареи», — считает он.

По оценкам Вакуленко, в мире имеются мощности для производства аккумуляторов для примерно 500 000 электромобилей Tesla, к 2020 г. появятся мощности для 3 млн. Но вопрос, насколько быстро будет развиваться производство основных элементов батареи для электромобилей — лития, кобальта, и графита, который в основном производится из нефтяного кокса, говорит Вакуленко.


В 2020 году цена на нефть в России может вернуться к уровню $100 за баррель

Период падения цен на нефть может закончиться уже в следующем году, а в 2020-м цены способны вернуться к $100 за баррель. В последние три года из-за очень низких цен компании резко сократили инвестпрограммы, что в 2018-м может привести к кризису предложения на глобальном сырьевом рынке.

Такой вывод делает в своем отраслевом исследовании Национальное рейтинговое агентство (НРА), с которым ознакомились «Известия». Согласно прогнозу, уже в этом году доходы федерального бюджета от нефтегазового сектора вернутся к уровням 2015 года и даже превысят их. С одной стороны, рост цен на основной экспортный товар позитивен для бюджета и страны, с другой — он опасен соблазном вернуться к сырьевой модели, говорят эксперты.

Цены на нефть достигали пика в $115 за баррель в 2011-м на фоне «арабской весны», после чего опустились до $99 из-за роста добычи в США, а к началу 2016-го рухнули до минимума в $29 из-за сланцевой революции и сокращения спроса в Китае.

Такой обвал цен вынудил глобальные нефтяные компании сворачивать инвестиции в геологоразведку и замораживать проекты — добыча нефти переставала быть рентабельной. Как результат — последние три года отрасль работает на старых мощностях, ввод новых объектов минимален.

Как указано в отраслевом обзоре НРА «Нефтегазовый сектор», с которым ознакомились «Известия», в условиях избыточного предложения нефти в 2016 году, обусловленного в том числе ростом добычи нетрадиционных запасов, падение цен на сырье снизило  прибыльность отрасли и привело к резкому сокращению новых инвестиций в производство.

«Это усилит вероятность глобального кризиса предложения нефти с 2018 года и далее. Более половины мировых запасов нефти достигли своего пика добычи и в настоящее время являются послепиковыми. Открытие нефтяных месторождений упало до рекордно низкого уровня в 2016 году, поскольку компании продолжали сокращать расходы, а прирост добычи за счет новых нефтяных проектов был самым низким за последние 70 лет», — констатировали аналитики.


Малые нефтяные компании вступились за дистилляты

Попытки Минфина расширить налогообложение средних дистиллятов встретили сопротивление со стороны малых нефтяных компаний. По данным “Ъ”, глава ассоциации «Ассонефть» Елена Корзун написала письмо в государственно-правовое управление президента РФ и в комитет по бюджету и налогам Госдумы с предложением изменить формулировки подготовленных Минфином поправок к Налоговому кодексу. С аналогичным письмом обратился к главе Минэнерго Александру Новаку зампред комитета ТПП РФ по энергостратегии и развитию ТЭК Геннадий Шмаль.

Поправки стали очередным этапом борьбы Минфина с этими нефтепродуктами под различными названиями (дистилляты газового конденсата, судовое маловязкое топливо, печное топливо, керосино-газойлевая фракция и т. д.). Они формально не подпадают под технические характеристики дизтоплива и поэтому не облагаются акцизом, но фактически используются как дешевый аналог дизеля. В 2013 году Минфин уже расширял определение средних дистиллятов, убрав из него любые названия,— теперь нефтепродукт признается средним дистиллятом, если 90% его состава перегоняется при температуре 215–360 градусов. Но, как писал Reuters, производители нашли лазейку, заявляя в техпаспортах, что только 89% их продукта перегоняется при таких температурах. Теперь Минфин хочет провести в закон максимально широкую формулировку — жидкое агрегатное состояние при температуре 20 градусов и плотности не более 0,93 кг на литр. Поскольку под это определение подпадают самые различные вещества, сформулирован и перечень «исключений» (в том числе нефтепродукты с содержанием ароматических углеводородов не менее 30%). Минфин надеется тем самым решить проблему серого рынка объемом 4 млн тонн, обложение которого акцизами может принести бюджету 30–35 млрд руб.

По мнению собеседника “Ъ” на рынке, бенефициарами предложенных Минфином поправок станут крупные нефтяные компании, поскольку их продукция в основном подпадает под исключения. Источник “Ъ” считает это «нерыночной конкуренцией с использованием административного ресурса».

 

[grwebform url=»https://app.getresponse.com/view_webform_v2.js?u=BkQ4k&webforms_id=6278806″ css=»on» center=»off» center_margin=»200″/]