Новости недели. Что будет с ценами на бензин в 2019 году?

Власти РФ готовы на крайние меры ради стабильных цен на бензин

Ситуация на рынке моторного топлива снова обостряется: на прошлой неделе цены на бензин и дизель начали вновь расти. В начале текущей недели правительство обеспокоилось дальнейшим повышением цен и организовало встречу с нефтяниками. Курирующий ТЭК вице-премьер РФ Дмитрий Козак сообщил, что провел переговоры с представителями нефтяных компаний и обсудил с ними меры, необходимые для стабилизации внутренних цен на топливо и обеспечения маржинальности для АЗС без принятия правительством экстренных запретительных мер.

Ранее в понедельник премьер-министр Дмитрий Медведев отметил наблюдающийся в ряде случаев рост цен на бензин и пригрозил ввести запретительные экспортные пошлины, если в ходе этих консультаций соглашение по заморозке внутренних цен на нефтепродукты не будет достигнуто.

Осеннее подорожание топлива связано с ростом экспортных цен на нефть и нефтепродукты, а также ослаблением рубля, объясняют опрошенные агентством «Прайм» аналитики. Нефтяникам выгоднее перепродавать сырье за рубеж, чем реализовывать его на отечественном рынке. Маржинальности бизнесу не добавляет и проводимая внутри страны масштабная налоговая реформа, которая также повышает расходы нефтепроизводителей.

И хотя государство всячески старается на данном этапе сдерживать цены, механизм их роста уже был запущен.


Повышение цен на бензин в 2019 году

Многочисленные проблемы, которые существуют на российском внутреннем рынке, экономисты считают результатом фискальной политики правительства, в первую очередь так называемого налогового маневра, который действует в нефтяной отрасли с 2014 года.

Налоговый маневр предполагал, что каждый раз с повышением налога на добычу акцизы будут снижаться, чтобы не росли внутренние цены на топливо. Однако в реальности рост НДПИ в нашей стране сопровождается ростом акцизов, которые повышаются каждый год.

Сейчас ставка акциза (сформирована с 1 июня) на бензин Евро-5 составляет примерно 8,2 тыс. руб. за тонну, на дизельное топливо — около 5,6 тыс. руб. за тонну. Но такая ситуация продлится недолго. Уже с 1 января 2019 года акцизы вырастут в 1,5 раза и составят для бензина Евро-5 уже 12,314 тыс. руб. за тонну, а для дизтоплива — 8,541 тыс. руб. за тонну.

«С 1 января увеличиваются сразу три налога, которые напрямую входят в цену бензина, — отмечает генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. — Самое маленькое повышение цены даст повышение НДС. Это 50 коп. за литр. Налоговый маневр с увеличением НДПИ даст добавку в 1 руб. за литр. Но самое главное — конечно, акциз. Акциз добавит 5,5 руб. за литр. То есть в сумме мы получим 7 руб. за литр, рост цен на 15%».

Сейчас в цене литра бензина доля налогов, включая акцизы, составляет около 65%, а с 2019 года государство будет получать уже 71%. А ведь, по словам Танкаева, это еще без учета налогов на зарплату, прибыль и имущество на всех этапах от геологоразведки до АЗС, пишет НГ.


Что мешает нефтяникам, зарабатывающим на дорогой нефти, держать цены на бензин в России?

Высокие цены на нефть позволяют нефтяным компаниям зарабатывать рекордную прибыль на слабом рубле. В первом полугодии доналоговая прибыль (EBITDA) пяти крупнейших нефтяных компаний выросла почти на 50%, до 2,2 трлн руб., следует из отчетности «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти». По оценкам аналитиков Goldman Sachs, дивидендная доходность российских нефтегазовых компаний по итогам 2018 года вырастет до 8%, что в два раза выше среднего уровня за последние десять лет.

Сейчас нефтяники субсидируют сегмент переработки за счет сверхдоходов в сегменте добычи, но позволить это себе могут только вертикально-интегрированные компании (у них есть и добыча, и переработка и АЗС). Но они не намерены все время так поддерживать переработку. К тому же, в России есть и независимые нефтепереработчики, главный из которых — «Новый поток» Дмитрия Мазурова (владеет Антипинским и Марийским НПЗ, а также управляет Афипским НПЗ), напоминает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

Под угрозой оказываются и независимые владельцы сетей АЗС, которые контролируют 60% заправок в стране. Как только крупнейшие нефтяные компании начинают отпускать оптовые цены, но продолжают сдерживать розничные, владельцы независимых АЗС попадают в ценовые «ножницы»: себестоимость топлива растет, но повышение цен в рознице только ухудшает ситуацию, потому что от них уходят клиенты. Независимый топливный союз (НТС) еще в июне заявил, что в большинстве регионов страны независимые АЗС начали закрываться.

Уход независимых АЗС приведет к монополизации рынка и росту цен на бензин, утверждал представитель НТС. Владельцы заправок даже предлагали правительству выкупить их бизнес, но это предложение не было поддержано.

 

2018-11-02T18:21:55+00:00