НПЗ ждут новые проверки

Минпромторг предлагает усилить контроль за топливом. В частности, ведомство выступило за создание стандартов переработки нефти.

По ним должны будут проверять нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Об этом узнали из подготовленных министерством поправок в закон о промполитике. Таким образом, вслед за усилением контроля за контрафактом на заправках власти хотят препятствовать выпуску некачественного топлива. По оценкам Росстандарта, его доля в этом году составляет 11%.

Ужесточение контроля за перерабатывающими заводами было логичным шагом после начала масштабных проверок на АЗС в 2015 году, считает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

— Малые, независимые НПЗ фактически дотируются такими же независимыми от нефтекомпаний АЗС: из-за текущего роста оптовых цен на топливо они стремятся закупать его по наименьшей цене, которую им и предлагают малые НПЗ, — пояснил он. — Поскольку весь контрафакт идет именно с нефтебаз, вполне логично вводить проверку их технологий.

Новые функции Минпромторга фактически будут дублировать функции Ростехнадзора, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. По его мнению, ужесточение требуется в сегменте транспортировки, а не переработки топлива. — Проблемы с топливом чаще возникают на этапе транспортировки его до покупателя, когда неясно, что происходит с цистерной на пути до АЗС, — пояснил Александр Пасечник.

По мнению экспертов, проверки будут способствовать уменьшению доли контрафакта на заправках, но в ряде случаев могут необоснованно нагрузить крупные нефтекомпании. По данным Ростехнадзора, за последние несколько лет нефтяники вложили миллиарды рублей в модернизацию собственных мощностей.


Продажа нефтепродуктов на АЗС в регионах России оказалась убыточной

Доходность автозаправок, торгующих бензином и зимним дизельным топливом в России, за последние две недели (с 20 ноября по 3 декабря), в нескольких регионах упала до отрицательного уровня. Об этом говорится в обзоре независимого агентства «Аналитика товарных рынков», поступившем в РБК 5 декабря.

В обзоре анализировалась доходность АЗС от Москвы до Хабаровска. По расчетам «Аналитики товарных рынков», убыток от реализации зимнего дизельного топлива в розницу составляет от 3 до 5,3 руб. на литр в зависимости от региона, а в среднем — около 4 руб. на литр.

Эксперты агентства поясняют, что комфортная маржа в этом виде бизнеса составляет 12% в год. Среди причин падения маржинальности они называют высокие оптовые цены на эти виды топлива, особенно подорожавший на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СпбМТСБ) зимний дизель. Еще одна причина — рост операционных расходов, включая стоимость кредитов, хранения топлива на нефтебазе, доставки бензовозом от нефтебазы до АЗС — в совокупности около 4 руб. на литр топлива.

Например, маржинальная доходность средней московской АЗС, продающей зимнее дизельное топливо, за последние две недели упала до 1,9%, это привело к убытку на 3,2 руб. на литр, сказал РБК гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. А на заправках в Хабаровске маржа стала отрицательной (-3%), а убыток достиг 5,3 руб. на литр.

Средний убыток при розничной реализации бензина «Аи-92» Турукалов оценивает в среднем в 70 копеек с литра. В Санкт-Петербурге убыток доходит до 1,1 руб. с литра, а в Хабаровске до 2,1 руб. при марже АЗС 7,7% и 4,8% соответственно, добавляет он. «Выполненные расчеты в большей степени отражают экономику сетей АЗС ВИНК (вертикально интегрированных компаний. — РБК), так как независимые продавцы топлива вынуждены торговать дешевле, чем нефтяные компании», — указывают эксперты «Аналитики товарных рынков». Потери независимых заправок в текущей рыночной ситуации, скорее всего, еще выше, допускают они.

Представители «Роснефти» и ЛУКОЙЛа отказались комментировать, стали ли розничные продажи бензина и зимнего дизтоплива убыточными. Представитель «Газпром нефти» и Федеральной антимонопольной службы не ответили на запросы РБК.


Минэнерго намерено разработать механизм отрицательного акциза на нефть для переработки

Минэнерго РФ рассчитывает разработать систему отрицательных акцизов на нефть, перерабатываемую на российских модернизированных НПЗ, в 2018 году. Об этом заявил замминистра энергетики Кирилл Молодцов на международной конференции «Рынок нефтепродуктов РФ-2017».

«Вопросы, связанные с отрицательным акцизом для проектов по углублению нефтепереработки, — это зона текущего внимания. Уверен, что в будущем году эта инициатива будет в том или ином виде реализована. Но все будет зависеть от рынка», — сказал он.

Нефтяные компании жалуются на низкую маржу нефтепереработки в России. Минэнерго поручено разработать меры поддержки нефтеперерабатывающей отрасли. Одна из них предполагает введение так называемого отрицательного или обратного акциза на нефть, которую компании будут поставлять на собственные российские НПЗ для производства бензина и авиакеросина. Размер акциза будет зависеть от объема производства этих видов топлива, передает «Финмаркет».

Данная схема еще не разработана. Минэнерго должно только к 15 января подготовить для правительства доклад о мерах поддержки нефтеперерабатывающей отрасли, где будут предложены основные принципы введения отрицательного акциза. Минфин ранее рассматривал вариант введения отрицательных акцизов на нефть только в увязке с вопросом отказа от экспортной пошлины на нефть.