Для начала нужно отметить что нефтеперерабатывающие предприятия производят следующие виды дизельного топлива:

  • — летнее — для использования при температуре выше 0 °С;
  • — зимнее — для применения при температурном режиме до минус 20 °С;
  • — арктическое- для эксплуатации автомобилей при температуре минус 50 °С.

Такая классификация обусловлена добавлением в состав дизельного топлива различного типа примесей.

Какие присадки необходимы при отрицательных температурах

Производители дизельного топлива особое внимание уделяют добавлению в него Н-парафинов. Их структура и количество молекул оказывают влияние на температуру помутнения и температуру снижения текучести. Депрессорные присадки для дизельного топлива улучшают качество топлива именно с этой точки зрения.

Температурой помутнения (фильтруемости) называются условия, при которых происходит соединение молекул Н-парафинов между собой, в результате чего образуется кристаллическая решетка. В этот период топливная жидкость мутнеет, а топливная система автомобиля начинает испытывать трудности фильтрации и прокачки топливной жидкости. Н-парафиновые молекулы просто-напросто забивают фильтр, поэтому у насоса не хватает мощности прокачивать через него топливо. Добавка специальных топливных присадок – эффективная мера решения этой проблемы.

Под температурой снижения уровня текучести подразумевается температурный режим, при котором связи Н-парафиновых молекул укрепляются до превращения топлива в желеобразную массу. Топливная система не в состоянии доставить состав такой плотности внутрь камеры сгорания.

Некоторые владельцы автозаправок, не желая терпеть убытки из-за непроданного летнего топлива, реализуют его под видом зимнего, экономя на присадках депрессаторах.
Внешне определить состав топлива практически невозможно. Случается, что не только продавцы, но и потребители, желая получить морозоустойчивое топливо, пользуются сомнительными способами:
1. Пытаются добавить в летнее дизельное топливо — зимнее, не учитывая, чтоих процентное соотношение могут сильно отличаться. Такой способ не снижает температуру помутнения, так как парафиновые молекулы обладают склонностью к кристаллизации даже при незначительном похолодании. Изменить их физико-химические свойства таким способом невозможно.

2. Некоторым автомобилистам кажется, что добавление депрессорных присадок для дизельного топлива можно заменить бензином, спиртом, керосином. Но это слишком сомнительный способ. Добавление растворителей может и повышает устойчивость топлива к холодной температуре, однако никто не сможет на глаз определить, сколько их добавлять, чтобы не нанести вред агрегатам и деталям в процессе дальнейшей эксплуатации, ведь это негативно отразится, прежде всего, на топливном насосе и высокоточных деталях двигателя. Производители же рекомендуют точную концентрацию использования каждой присадки, благодаря чему депрессаторы использовать намного выгоднее.

Рациональнее и надежнее использовать депрессорные присадки

На нефтеперерабатывающих предприятиях для вывода Н-парафиновых молекул практикуются технические приемы, называемые депарафинизацией. Для изготовления топлива с требуемой температурой застывания чаще всего используют малопарафинистые сорта нефти, которые дают дистилляты с низкой температурной точкой застывания.

В другом случае уменьшают время конца кипения, чтобы понизить уровень содержания концевых фракций, обладающими наиболее высокими температурными режимами застывания. Но такие затраты для улучшения низкотемпературных качествдовольно дороги. Использование присадок депрессаторов гораздо дешевле.

Поэтому, как правило, большая часть производственных этапов депарафинизации основывается на способности парафинов при охлаждении уменьшать свойства растворимости в различных растворителях. Нефтяные продукты в их числе.
При этом парафины из раствора выделяются в виде образований кристаллов, которые можно отделить от основной смесис помощью фильтрации или центрифугирования. Эта технология называется депарафинизация с помощью кристаллизации. Таким же механизмом действия обладают присадки депрессаторы.

Еще одним свойством парафиновых молекул при депарафинизации является их способность «цепляться» за некоторые вещества и образовывать комплексы, твердые и нерастворимые при нефтепереработке. Сегодня с этой целью производители широко используют карбамид. Такая технология называется депарафинизацией с помощью карбамида. С этой же целью практикуется и добавление депрессорных присадок для дизельного топлива.

Несмотря на все преимущества, которые получаются в результате таких технологий, такое избавление от твердых углеводородов уменьшает количество дизельного топлива на выходе. К тому же снижается его цетановое число, поэтому ухудшается воспламеняемость топлива. Да и карбамидная депарафинизация не справляется с полным удалением высокомолекулярных углеводородов. Поэтому рациональнее купить топливные присадки, чтобы не платить потом больше.

Еще одна технология депарафинизации основывается на способности растворителей разными способами растворять застывающие при низких и высоких температурах компоненты продуктов нефтепереработки, в процессе которой извлекаются низкозастывающие компоненты. Этот процесс называется экстрадиционной депарафинизацией.

Технология депарафинизации, основанная на свойстве сорбентов адресно адсорбировать из нефтепродуктов застывающие или низкозастывающие компоненты. Например, активированный уголь отлично адсорбирует парафины.

Депрессорные присадки снижают температуру застывания топлива

Рациональнее и надежнее использовать присадки депрессаторы для улучшения свойств дизельного топлива. Они снижают температуру застывания и предельную температуру фильтруемости топлива для дизельных двигателей. К тому же обладают способностью оседать на образующихся парафиновых кристаллах и предупреждать образование плотной решетки из кристаллов. В результате уменьшается способность парафиновых кристаллов слипаться и образовывать отложения, которые делают дизельное топливо мутным. Их обязательно используют на нефтеперегонных предприятиях для производства стандартных видов топлива.

Депрессорные присадки для дизельного топлива позволяют получать горючее более устойчивое к холодной температуре. При их использовании улучшаются топливные качества, снижается уровень дополнительного износа деталей и агрегатов, увеличиваются шансы бесперебойного запуска и полноценной работы двигателя.