Искренне надеемся, что все сказанное ниже окажется совершенно бесполезным для вас. Что ваши сотрудники честны и довольны своей заработной платой, а контроль их работы перекрывает все возможные искушения.

Однако кто предупрежден – тот вооружен. Чего мы вам и желаем. Ниже мы рассмотрели основные схемы обмана руководства и клиентов, которые используют на многих автозаправочных станциях. Прочитайте и подумайте: если бы ваши сотрудники захотели сделать нечто подобное, удалось ли бы им это? Почему да, почему нет? Что вы можете сделать, чтобы у них не возникло искушения в будущем?

Недолив бензина

Представьте сами: вы приехали на заправку, залили бак бензина, заметите ли вы недолив, скажем, на пять рублей? А если заметите, станете ли вообще заострять на этом внимание? Мелочь, не стоящая потерянного времени, так ведь?

Именно так и рассуждают все автомобилисты, которым немного, совсем чуть-чуть не доливают бензина. Скорее всего, они вообще не замечают этого, а если и замечают, просто отмахиваются. А вот для сотрудника заправки, который проворачивает такой фокус с десятками автомобилей в течение дня, выгода получается очень неплохой.

Платное бесплатное

Вы придумали скидочные карты для постоянных покупателей или тех, кто заправился на определенную сумму? Скорее всего, вы выдаете эти карты бесплатно, но кассир может продавать их за 20–50–100 рублей. Доход зависит от аппетитов нерадивого сотрудника и проходимости заправки.

Есть еще вариант с покупкой топливных талонов. Например, учреждение выдало сотрудникам талоны для покупки топлива со скидкой. Эти сотрудники едут на заправку и перепродают талоны операторам, а те предлагают их водителям рейсовых автобусов или фур. У вас в зале и на заправке установлены камеры? Это не помеха – операторы могут продавать карты за пределами заправок и в нерабочее время, были бы знакомые водители, которые захотят их купить. А они захотят.

Недокументированные возможности заправки

По трассе, на которой находится АЗС, ездят дальнобойщики, дачники, междугородние автобусы? Их водителям не очень-то хочется спать в машине – гораздо удобней отдохнуть на территории заправки. Охранники, операторы, кассиры пускают их в помещения для персонала и получают за это несколько сотен рублей. И все довольны: водитель сэкономил на гостинице, персонал подзаработал.

Махинации с бензином

Тут вариантов много, от простой замены табличек (пистолетов, наклеек) с обычного бензина на брендированное топливо до сговора с водителем бензовоза: бензин сливают, продают, разбавляют, показатели проб корректируют.

Последний способ вообще очень популярен, о нем можно писать отдельные статьи. Такие бензовозы чаще всего приезжают ночью, когда руководство АЗС гарантированно не нагрянет с внезапной проверкой.

Что касается подмены брендированного топлива обычным, операторы иногда даже специально поджидают знакомых клиентов, которые в определенный день или время приезжают, чтобы заправиться качественным топливом. К приезду такого клиента наклейку или пистолет меняют, на настоящую колонку с брендовым топливом ставят табличку «Не работает» – и готово, тысяча рублей в кармане.

Дисконтная карта: скидка – не скидка

Вы же выдаете постоянным клиентам дисконтные карты? И они – не именные? Нерадивые сотрудники АЗС очень благодарны владельцам, которые так делают.

Когда приходит клиент с картой, дающей скидку на топливо до 5%, ему говорят, что карта не читается или терминал не работает. Если объем залитого бензина невелик (да и если велик), едва ли кто-то из автомобилистов бросится звонить на горячую линию и выражать негодование. Скорее всего, он пожмет плечами и заплатит полную сумму.

И тут начинается самое интересное, потому что у персонала тоже есть такие скидочные карты – их вручают при приеме на работу. Иногда вручают даже несколько: для друзей, родственников и т.д.

Так вот, в конце дня кассир вставляет в считывающее устройство эту свою карту, касса суммирует все скидки за операционный день и корректирует сумму. Образовавшийся излишек забирает себе кассир.

Акционные товары

У вас на автозаправке есть мини-маркет, кофейный автомат, витрина с выпечкой? Вы проводите там какие-нибудь акции? Три товара по цене двух или товар в подарок – все это очень хорошо, если у вас есть уверенность, что посетители будут знать об акции. А ведь сотрудники заправки могут приложить все усилия, чтобы объявления оказались сняты, затерты, безвозвратно утеряны – тогда акционные пирожки, стеклоочистители, чашки кофе можно будет продать по полной цене. Или употребить по назначению. А если вы не повесили объявлений и надеетесь, что кассиры будут сообщать об акции каждому клиенту лично…

В зависимости от вида акции и количества клиентов, за смену таким образом можно «заработать» до трех тысяч рублей.

Что делать, если один из ваших сотрудников был пойман на махинациях подобного рода? Тщательно проверять остальных. Иногда один неожиданный визит на родную автозаправку во внеурочное время может поведать больше, чем десяток камер наблюдения по всей АЗС. А один «тайный покупатель», тщательно проинструктированный по нужным вопросам, вскроет схемы работы мимо кассы от и до.

Почему нужно проверять всех сотрудников, если попался один? Потому что в таких вопросах редко обходится без круговой поруки. Скорее всего, давно работающие сотрудники в курсе всех схем дополнительного заработка и охотно принимают в них участие. Новички, возможно, еще ничего не знают: к новым сотрудникам на АЗС долго присматриваются до того, как открыть им глаза на новые «дивные» возможности. Впрочем, если новичок уже имеет опыт работы на других заправках, то именно он может стать тем человеком, с которого начнутся «серые» схемы на всегда благополучной АЗС.

Александра Королева