Для производства бензина ТАМЭ-62 (концентрация эфира 62%) применяется не в чистом виде, в смеси С5–С6. Поэтому необходимо было исследовать эксплуатационные характеристики ТАМЭ-99 и ТАМЭ-62 с базовыми составляющими бензина.

Помимо этого, нужно было сравнить характеристики главного конкурента МТАЭ на рынке кислородсодержащих добавок – МТБЭ. Из открытых источников стала известна следующая информация: сравнительное изучение способности МТБЭ и ТАМЭ увеличивать октановые числа (МОЧ и ИОЧ) продемонстрировало, что добавка МТБЭ значительно эффективнее, чем добавка того же количества ТАМЭ. Исследовались свойства ингредиентов товарных бензинов при смешивании их с двумя компонентами, близкими по температуре кипения и октановому числу – ТАМЭ и алкилбензина. Для исследования брались следующие смеси:

-фракции бензина из двух установок риформинга, действующих в разных режимах (ЛЧ-35-11/1000

и ЛЧ-35-11/300М);

-стабильный бензин, полученный на крекинг установке (Г-43-107);

-олигомерзиат с установки ББФ.

1439211115

В качестве добавок испытывались следующие компоненты:

-МТБЭ;

-ТАМЭ-62;

-ТАМЭ-99;

-алкилбензин.

Высокооктановые компоненты к бензинам применялись в количестве 10 и 20 процентов. Полученное октановое число выявлялось исследовательским и моторным способом. В ходе исследования определялось также давление насыщенных паров (ДНП) смесей по сравнению с исходными характеристиками компонентов. Результаты для количества добавок 20% исследований представлены в таблице. Для других пропорций результаты экспериментов аналогичны.

Исследования показали, что все бензиновые фракции по октановому числу (ИОЧ) при добавке ТАМЭ-62 и ТАМЭ-99 уступают фракциям с добавкой МТБЭ. Одновременно с этим ТАМЭ-99 опережает ТАМЭ-62 по обоим октановым числам (МОЧ и ИОЧ). Исследовательский метод измерения показывает, что ТАМЭ-99 более эффективен для увеличения МОЧ в компонентах бензина по сравнению со всеми проверенными добавками (ТАМЭ-62, МТБЭ и алкибензином).

Применение ТАМЭ в производстве автомобильных бензинов

Сравнивая давление насыщенных паров бензиновых компонентов при использовании различных добавок, исследователи обнаружили, что по эффективности снижения ДНП ТАМЭ-99 в существенной степени превосходит и алкибензин, и МТБЭ, и ТАМЭ-62. В ТАМЭ-62 содержится пентан-гескановая фракция, ДНП которой составляет 140 кПа. Это, по всей видимости, и объясняет, почему при использовании ТАМЭ-62 ДНП смесей значительно возрастает по сравнению с ТАМЭ-99.

Безусловно, переносить результаты экспериментов по добавлению ТАМЭ, полученных различными способами, в смесь индивидуальных углеводородов на смешивание ТАМЭ с компаудированным бензином неправильно, даже если соблюдать все пропорции смесей. Товарные бензины – это дисперсные системы с неаддитивными показателями смешения бензиновых ингредиентов и эфиров. Уже сейчас можно сказать, что потребуется дополнительная исследовательская работа по добавке ТАМЭ к двум и более компонентам бензиновых смесей. Концентрации испытуемых смесей должны соответствовать реальному содержанию бензиновых ингредиентов в товарном бензине. Эти исследования будут нацелены на поиск корректных значений добавок ТАМЭ к смесям товарных и газовых бензинов. Данные смеси должны иметь высокие показатели ДНП и приемлемую стоимость, то есть соответствовать требованиям к товарной продукции.

Рынок ТАМЭ – современное состояние

По комплексу физических, химических и эксплуатационных показателей концентрированная добавка ТАМЭ-99 как отдельный компонент в смеси с ингредиентами товарных бензинов более эффективна, чем алкибензин – это наглядно демонстрируют проведенные исследования. Можно утверждать, что при достаточном количестве сырья станет возможным заменить алкибензин на ТАМЭ. ТАМЭ дешевле и безопаснее в производстве, поэтому имеет все перспективы на рынке. Для полной уверенности необходимо продолжать эксперименты и проверить другие эксплуатационные параметры бензиновых смесей с добавкой ТАМЭ.

Важно также учитывать, что ТАМЭ, произведенные с помощью разных методов, уступает МТБЭ в способности повышения октанового числа. Следовательно, ТАМЭ не потеснит проверенный и популярный МТБЭ с рынка высокооктановых бензинов.

Тем не менее, по совокупности свойств (октановое число плюс давление насыщенных паров), то есть по важнейшим эксплуатационным характеристикам кислородсодержащих добавок, ТАМЭ способен составить конкуренцию МТБЭ и стать самостоятельной товарной единицей.

Пониженное значение давления насыщенных паров при производстве компаудированного бензина помогает привлекать больший процент легких газовых бензинов, обладающих высоким ДНП, в общую бензиновую смесь. Это позволит повысить прибыльность перерабатывающих производств без дополнительных вложений по оборудованию установок облагораживания бензинов.