Что с ценами на топливо в России?

Почти каждую неделю Росстат объявляет, что объемы производства топлива в стране вновь несколько снизились, а цены – слегка выросли. Традиционно цена растет весной, затем наступает затишье, когда стоимость топлива колеблется незначительно, в пределах 0,1–0,2%. Но после президентских выборов в России отмечают беспрецедентный рост оптовых цен. За ними неминуемо тянутся и цены на заправках.

Зимой средняя цена на бензин для потребителей составляла чуть менее 40 руб. за литр, при этом рост цен наблюдался в 24 субъектах страны. Сильнее всего в январе-феврале бензин дорожал в Чечне, Иркутске, Чебоксарах, Симферополе, Кемерово – как видим, не было никакой очевидной привязки к климатическим условиям и логистическим процессам, топливо сильно дорожало в регионах с совершенно различным климатом, некоторые из которых расположены в буквальном смысле на основных транспортных магистралях. И в то время, когда в Грозном и Салехарде цена бензина выросла в среднем на 0,6% за две недели, в Москве никакого роста не происходило вовсе, а в Питере бензин подорожал всего на 0,1%.

От чего зависит цена топлива формально и фактически

Кажется, даже школьнику очевидна логическая связь между ценой на сырую нефть и стоимостью продуктов ее переработки, одним из которых является бензин: дешевая нефть – дешевле топливо, дорожает нефть – будет дорожать бензин. На практике же стоимость бензина растет вне зависимости от стоимости нефти: автомобилисты обсуждают то повышение акцизных сборов, которых они, по заверениям чиновников «не должны были ощутить», то возмущённо пересказывают друг другу аргументы вроде «Да, нефть на мировом рынке сейчас дешевая, но это вовсе не значит, что нефтедобывающим компаниям так уж интересно дешево продавать ее на внутреннем рынке».

А на самом деле причина глубже: цена топлива не так уж сильно зависит от стоимости нефти, во всяком случае, не она является определяющей. Все процессы, которые связаны с производством конечного продукта, его доставкой и продажей потребителю, влияют на отпускную цену товара. А во всех транспортных, перерабатывающих, торговых мероприятиях «сидят» свои расходы производственных средств, налоги, заработные платы, амортизационные затраты и т.д.

В итоге, меньше 10% от цены бензина приходится на стоимость собственно сырья. А налоги, включая НДС, и акцизы, в России «съедают» внушительные 60% цены каждого литра топлива для автомобилей. И это не что-то феноменальное – цифра лишь чуть выше среднемировой. Но, конечно, это не отменяет успешных попыток отечественных нефтяников «отбить» убытки на мировом рынке, повышая цены на внутреннем.

Вот и получается, что суммарно за 2017 год в России бензин вырос в цене почти на 7,5%, и этот рост «потянул» за собой увеличение цен на все товары и большую часть услуг. Правда, они выросли не так катастрофически – на 2,5%, как говорят нам официальные данные, и эта цифра сопоставима с приростом инфляции.

Несколько дней назад гендиректор Независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов дал коментарий изданию DW в котором добавил, что к росту оптовых цен привел, в первую очередь, экономический фактор — рекордно высокий экспортный паритет для российских нефтепродуктов, установившийся в последние месяцы. «Российский рубль ослаб. Мы видим, что он не просто не укрепляется вслед за ростом цен на нефть, а, напротив, дешевеет к доллару из-за геополитики и покупки валюты на бирже Минфином», — сказал Турукалов. Вторым важным фактором стал рост акцизов, которые выплачивают в бюджет нефтяные компании. «Сейчас акцизы значительно выше, чем изначально предполагалось в рамках налогового маневра.

Сколько стоит топливо в разных регионах России сегодня?

Самое дешевое дизельное топливо – в Саратове, Казани, Краснодаре и Ростове-на-Дону – до 41 руб. за литр. Самое дорогое – в Красноярске – 44 руб. Следом идут Новосибирск, Пермь и Санкт-Петербург.

Бензин АИ-92 дешевле всего обходится жителям Челябинска, средняя цена на заправках – 38 руб. Следом идут Казань, Омск, Тюмень и Новосибирск. А дороже всех сограждан платят за это топливо жители Воронежа, Краснодара, Москвы, Волгограда – более 40 руб./литр.

Самый доступный бензин АИ-95 – в Омске, Красноярске, Казани и Уфе – 40–41 руб. за литр, а дороже всего он стоит в Краснодаре, Москве и Воронеже – более 43 руб.

Наиболее дешевый бензин АИ-98 – в Омске и Красноярске – менее 45 руб. за литр. Самый дорогой – в Краснодаре, Москве и Воронеже.

Для сравнения – стоимость топлива с наиболее низкой ценой в регионах на февраль и май 2018 года:

  • дизельное топливо в Саратовской области – 39,7 и 40,3 руб. за литр соответственно;
  • АИ-92 в Челябинской области – 36,5 и 38 руб. за литр;
  • АИ-95 в Омске – 39,2 и 40,4 руб.;
  • АИ-98 там же – 43,5 и 44,6 руб. за литр.

Как сообщили эксперты Thomson Reuters Kortes, максимальная розничная стоимость бензина марки АИ-92/93 в мае 2018 составила 51,68 рублей за литр в Республике Саха (Якутия), а минимальная – 36,98 рубля – в Чечне. В столице, по данным ЦДУ ТЭК, только за прошлую неделю цены на 92-й бензин выросли на 40 копеек. В итоге в Москве не осталось бензина дешевле 40 рублей за литр. Литр АИ-95 в на столичных АЗС подорожал за тот же период на 63 копейки и достиг 43,9 рубля.

Стоимость брендированного топлива (Extra и подобных) несколько выше, однако многие заправки отмечают стабильный рост спроса на него даже в то время, когда цена бензина довольно ощутимо растет.

И какой вывод из этого следует?

Не самый утешительный. В угоду активному наполнению бюджета «здесь и сейчас» продолжают расти налоги и акцизные сборы сегодня, и завтра это приводит к повышению цен на всё и вся. Автомобилисты приспосабливаются к подорожанию топлива по-разному: одни начинают больше ходить пешком, другие переходят на дешевое ГБО, третьи – на более чистое топливо, чтобы экономить не на бензине, а на техобслуживании транспортного средства, и отсрочить необходимость покупки нового авто. И последних становится все больше.


2018-05-21T15:32:56+00:00