Автозаправочные станции, расположенные вдоль трасс, – привычная часть пейзажа для наших соотечественников, но вот с заправками в городской черте дела обстоят иначе. У жителей микрорайонов и работников близлежащих офисных центров такое соседство нередко вызывает негодование: а вдруг рванет или загорится, а вдруг мы надышимся вредными испарениями, а вдруг…

В то же время люди, которым доводилось путешествовать по Европе, прекрасно знают: там АЗС может находиться сколь угодно близко к жилью, и никакие жесткие стандарты почему-то не идут в противоречие с таким соседством.

Есть ли тут противоречие, в чем вообще суть, и какие наработки мы можем перенять, чтобы обе стороны тлеющего конфликта успокоились?

А вдруг загорится? Противопожарные меры

Почти половина пожаров возникает из-за несоблюдения техники безопасности. Прежде, чем негодовать, скажите честно: вы сами всегда и везде ее соблюдаете? Еще пятая часть пожаров – на совести неисправных приборов и оборудования. Чуть более 10% случаев – вследствие перелива топлива.

Согласно регламентам, при проектировке и строительстве автозаправки огромное внимание уделяют пожаробезопасности. То же самое – в процессе эксплуатации: чувствительные датчики задымления и возгорания, системы автоматического пожаротушения, всевозможные профилактические меры и средства для ликвидации очагов возгораний.

Что можно добавить? Есть смысл постепенно перенять у европейских коллег светодиодные осветительные системы, герметичные сливные узлы и отрывные муфты колонок. Собственно, эти решения уже понемногу внедряются на отечественных заправках – и при строительстве новых АЗС, и при реконструкции старых. Наверняка не за горами сети автоматических АЗС, которые сегодня работают во многих крупных городах Европы. Кстати, в нашей стране их тоже уже более сотни, но пока все они вводятся в эксплуатацию только одним оператором – «Газпромнефтью».

А вдруг надышимся гадостью? Рекуперация испарений

В Европе работают системы рекуперации – вакуумные насосы, которые «ловят» газы, перенаправляют их в конденсатор, фильтруют, возвращают в жидкое состояние и отправляют обратно в резервуары. За счет таких систем минимизируются издержки от испарений и закрывается вопрос с ущербом экологии. Никакого запаха бензина на заправках с такими системами не существует.

В России системы рекуперации тоже успешно работают на АЗС ряда крупных сетей.

А если утечка? Контроль и ликвидация

Чтобы контролировать утечки топлива, используют двустенные емкости из внешнего и внутреннего сосудов. Пространство между их стенками заполняют газом или жидкостью и подводят датчик. В случае утечки давление в пространстве между стенками снизится, и датчик сообщит об этом.

А что делать с разлившимся топливом? Использовать для его сбора не песок, а сорбенты. Лучшие из них могут впитать объем жидкости, более чем в три раза превышающий их собственный объем, при этом поверхность, на которую разлилось топливо, будет полностью очищена, а сам бензин не успеет испариться.

«А это работает? Насколько хорошо это работает? Кто это подтверждает?» – мгновенно спрашивают владельцы автозаправочных станций. Отвечаем: это работает, это подтверждают данные исследований европейской организации CITEAIR, которая занимается вопросами экологии в мегаполисах. По ее данным, даже города, где расположены крупнейшие перерабатывающие предприятия, являются комфортными, безопасными и «здоровыми», если на предприятиях работают современные способы очистки и утилизации. Некоторые из таких предприятий располагаются буквально впритык к природоохранным зонам, и экологическая ситуация в этих районах оценивается как благополучная.

Это же сплошная грязь! Решаем проблему отходов

Как в Европе крупные автозаправочные станции и даже предприятия умудряются находиться по соседству с жилыми и природными зонами, и при этом у экологов нет на них ни единой жалобы?

Ответ: современные системы очистки и утилизации отходов. Это не так просто, как может показаться, потому что вложения в эту сферу делаются колоссальные, но, в конце концов, именно нам дышать этим воздухом. На автозаправочных станциях Европы используют фильтрационные системы для газов, очистительные системы для стоков, системы сбора разливов и др.

Для этих целей очень широко используются сорбенты, что имеет двойную ценность для экологии. Сорбент сам по себе безвреден, и ему не требуется особая схема утилизации: отработанный материал просто отправляют на повторную переработку.

Какой из всего этого следует вывод?

Перечисленные решения в нашей стране только начинают внедряться, многие из них выглядят еще диковинными и неоправданно дорогими. С одной стороны, можно понять владельцев АЗС, которые в постоянной борьбе за цены, акцизы и потребителей совершенно не желают открывать для себя новые статьи расходов. С другой стороны, пока этого не сделано, недовольство горожан соседством автозаправочных станций вполне обосновано.

Однако не будем сгущать краски: при всех сложностях, которыми сопровождается внедрение новых систем и технологий, это все-таки понемногу делается. А значит, распространение современных, экологичных, здоровых решений – только вопрос времени. Любые технологии с течением времени становятся дешевле и доступнее, а их использование – чем-то само собой разумеющимся.

Поэтому владельцам автозаправочных станций мы посоветуем понемногу присматриваться к решениям, которые здесь перечислены: они будут распространяться, становиться все более популярными и способствовать примирению горожан с расположенными неподалеку автозаправочными станциями.

 

Александра Королева