На рынке реализуются более 20 основных видов присадок, а число композиций, используемых на практике, не счесть. Однако добавлять их следует, соблюдая строгие рекомендации, потому что вместо пользы можно серьезно навредить качеству горючего. Ведь одна и та же присадка может улучшить свойства дизельного топлива, но испортить качество бензина. А в итоге будет страдать двигатель автомобиля.

Можно классифицировать наиболее распространенные присадки по 5 видам назначения:

  1. влияющие на воспламенение горючего, т.е. корректирующие в бензине октановое, а в дизельном топливе цетановое числа;
  2. способствующие полноте процесса горения топлива;
  3. моющие и очищающие;
  4. способствующие повышению стабильности горючего;
  5. влияющие на низкотемпературные свойства дизеля

Следует учитывать, что топливо уже содержит определенную дозировку специальных присадок, добавленных с учетом особенностей того или иного региона. Главным фактором является дата его производства, срок и условия хранения до дня реализации. Это и должно стать основным поводом для добавления присадок конкретного вида.

     Присадки для повышения цетанового и октанового числа
Для подвесных и стационарных бензиновых моторов подходят обычные неэтилированные марки бензина, чье октановое число по американской классификации не менее 87. Некоторым моделям требуется бензин с числом октана не меньше 93. Уровень октанового числа в горючем показывает, какое его количество подвергнется сжатию до момента самопроизвольного воспламенения.
Присадки, которые корректируют цетановое и октановое число топлива бывают таких видов:

• Антидетонационные присадки для бензинов
• Модификаторы воспламенения
• Кислородсодержащие добавки (оскигенаты)

Главным назначением антидетонационных присадок для бензина, является увеличение его октанового числа. Например, поднимает октановое число добавление ароматических и парафиновых углеводородов, имеющих разветвленную структуру. Или ферроцена, содержащего железо, ядовитого тетраэтилсвинца (в данный момент уже не используется), соединений марганца и щелочных металлов. Однако у каждого из них есть существенные недостатки:

— углеводороды повышают летучесть топливной смеси;

— ферроцен оставляет на свечах токопроводящий и налет, который удаляется с трудом;

— тетраэтилсвинец выводит из строя некоторые детали.

К тому же, если в комплектацию автомобиля входит двигатель, разработанный под бензин с низким содержанием октана, будет непростительной ошибкой использовать высокооктановое топливо или повышать число октана с помощью антидетонационных присадок. Несоответствие такого рода может навредить двигателю и быстро потребовать замены ряда деталей.

Присадки такого типа предотвращают взрывного разложение продуктов предпламенного окисления топлива, которое происходит до начала нормального загорания топливной смеси. Ведь сжатии топлива в камере сгорания резко повышается температура и углеводороды окисляясь образовывают большое количество пероксидов, которые быстро разлагаются. Антидетонаторы препятствуют накоплению пероксидов разрушая их.

Современный российский рынок предлагает два вида присадок для бензина:

1. Промоторы воспламенения, антидетонаторы, антиоксиданты и депрессаторы,

2. Антидымные и моющие.

Некоторые нефтеперерабатывающие предприятия выпускают автобензины, в которых содержатся антидетонационные присадки с очищающими и другими свойствами. Механизм влияния антидетонаторов позволяет предотвратить взрывное разложение компонентов, образующихся при окислении топлива до начала его горения. При сжатии топлива образуется много химически неустойчивых пероксидов, которые разлагаются в момент взрыва. Свойства антидетонационных присадок мешают их накоплению.

     Модификаторы горения

Качественные характеристики дизельного топлива нуждаются в присадках больше бензина. Российские промышленные технологические процессы его изготовления давно нуждаются в модернизации. Главными проблемами, возникающими у транспортных средств, которые работают на солярке, является сажа, образующаяся в конструкции выпуска газов, и большой топливный расход.

Использование различных присадок, модификаторов горения предназначено для оптимизации процесса сгорания горючего, улучшения характеристик самого горючего.
Кроме того, специальная присадка помогает снизить количество сажи в выхлопе. Главное достоинство дизельного транспорта – экономичность. Без присадок солярка российского производства заставит о нем забыть.

Присадки к дизельным топливным смесям, реализуемые на современном рынке, можно классифицировать по 3 категориям:

• Антидымные
• Антисажевые
• Нагароочищающие и антинагарные

Модификаторы воспламенения предназначаются для лучшего воспламенения дизельного горючего в камере сгорания. Проще говоря, чтобы увеличить цетановое число, которое должно соответствовать требованиям двигателя. А модификаторы горения для снижения эмиссии черного дыма дизеля.

Необходимо учитывать быстроходность двигателя, конструкцию камеры сгорания, уровень сжатия и диаметр моторных цилиндров. Цетановое число, не соответствующее требованиям, приводит к перебоям в работе и повышению износа двигателя. Принцип действия модификаторов воспламенения объясняется легкостью распада их молекул с незначительной энергией активации. Воспламенение топливной смеси инициируется образующимися свободными радикалами. Такие присадки способны действовать только в период начальной стадии горения. Их добавляют в средние дистилляты нефтепереработки, дизельное горючее из нефти с нафтеновым основанием, горючие материалы из газового конденсата.

Благодаря модификаторам горения сажа в камере сгорания выжигается до конца сгорания основного объема горючего и начала расширения массы рабочей смеси. Ввод антидымных присадок обычно происходит на месте применения. Однако существуют и специальные марки дизельного горючего, в которые добавляются модификаторы горения, выпускаемые на нефтеперерабатывающих предприятиях.

     Присадки для оптимизации качества и стабильности топлива

Бывают 3-х видов:
• Антиоксиданты
• Деактиваторы металлов
• Стабилизаторы комплексного действия
Качественные характеристики топлива определяются по его физическим свойствам. Их перечень для дизельного горючего установлен требованиями стандартов. Некоторые присадки добавляют непосредственно в топливную емкость или в систему впрыска, то есть нет необходимости тщательно смешивать их с дизтопливом. Конечно, они уже не считаются присадками.
По-другому принципу добавляют антиоксиданты для топлива. Их используют для купирования процессов окисления углеводородов горючего кислородом. Из-за реакции полимеризации и поликонденсации низкомолекулярных продуктов окисления — пероксидов, спиртов, кислот и других кислородсодержащих соединений образуются высокомолекулярные продукты, которые в топливе представляют собой смолы или выделяются из них в собственную фазу.

Таков механизм действия антиоксидантов для топлива. В противном случае большое количество смол в горючем становится причиной отложений в топливной системе и двигателе. В итоге смесеобразование и горение теряют мощность и солярка полностью не сгорает, КПД мотора уменьшается, в продуктах сгорания вырастает концентрация токсинов.

Антиоксиданты для топлива обрывают цепочки окисления углеводородов, взаимодействуя с радикалами и таким способом предупреждают:

– ухудшение прокачиваемости и фильтруемости топлива,

– уменьшение сроков хранения,

Еще один тип присадок — оксигенаты, содержащие кислород, применяются как высокооктановые компоненты горючего. Для их выработки в отличие от антиоксидантов для топлива используется альтернативное нефтяным горючим материалам сырье – метанол и этанол. Также это могут быть бутилены и амилены, которые получают из угля или газа, растительных веществ и тяжелых остатков нефти. Практикуется использование спиртовых растворов, простых эфиров, спиртсодержащих отходов пищевых производств. Топливо с оксигенатами характеризуется улучшенными характеристиками горения, моющими свойствами, при сгорании образуют меньше углеводородов и оксида углерода.

     Моющие присадки

Моющая присадка представлена тремя видами очистителей:

• карбюраторов,
• впускных клапанов и форсунок,
• форсунок дизельных двигателей.

Все они предназначены для обеспечения чистоты деталей и узлов. В их основе — поверхностно-активные вещества и одинаковый принцип действия. Для удаления загрязнений из деталей и узлов двигателя моющая присадка дробит и вытесняет отложения, находящиеся в массе топлива. Таким способом она препятствует дальнейшим адгезивным процессам, т.е. осаждению на поверхностях. Таким же образом инактивируется зарождение смолистых частиц, предотвращая появление новых грязеотложений.
Одно вещество не способно справиться с таким разнообразием очистки, поэтому состав каждой моющей присадки представляет сбалансированную композицию нескольких веществ.

     Присадки, влияющие на низкотемпературные свойства дизеля

• диспергирующие присадки
• депрессорные присадки
Коксуемость, зольность и доля серы в общей массе определяют степень интенсивного образования нагара в дизельном двигателе. В дизтопливе должно быть минимум серы, так как она непосредственно влияет на процессы коррозии двигателя. Вода, механические примеси и стойкость к окислению оказывают влияние на сохранение свойств при хранении. Безаварийная эксплуатация в зимних условиях зависит от низкого значения точки помутнения горючего и точки загрязнения пор фильтра. Для предотвращения этих процессов используют присадки депрессоры. Они изменяют форму и размеры парафиновых кристаллов, которые формируются при понижении температуры дизтоплива.

Депрессорные молекулы оседают на парафиновых кристаллах и предупреждают их сращивание в агломераты размером более 3-5 мкм, удерживаемые фильтрами и приводящие к перебоям работы топливной системы. При понижении температуры, наоборот, депрессорные молекулы присадки, притягивая к себе парафины, образуют искусственные точки их кристаллизации.

Парафиновых кристаллов с депрессором в дизтопливе становится больше, причем их размеры намного меньше, поэтому ячейки фильтра забиваются дольше. Таким способом депрессоры препятствуют замерзанию горючего.

Состав диспергирующих присадок представляет собой препараты, препятствующие осаждению молекул парафинов, но не заменяют депрессоры. Они препятствуют расслоению горючих веществ с депрессорами при хранении в холоде. При низкой температуре в топливной жидкости образуются светлая верхняя фаза и мутная нижняя фаза. Обе обогащены парафинами.

Для обоих слоев характерно сохранение подвижности. Однако при отборе топлива сверху запуск производится корректно, работает двигатель нормально. В случае отбора горючего снизу, мотор не способен запуститься самостоятельно или его работа неустойчива. Использование диспергирующих присадок позволяет предупредить расслоение. Их действие становится особенно заметным при работе силового агрегата в условиях низкотемпературных режимов и при резком загрязнении масла.

По своей сути они отвечают за распределение в горючем твердых кристаллов. Диспергирующие присадки добавляются в топливную жидкость одновременно с депрессором, образуя мелкие кристаллы, между которыми создается электростатическое микропространство, равномерно распределяющее по всему объему топлива эти кристаллы.