ЗА и ПРОТИВ франчайзинга АЗС

Многие отечественные предприниматели хорошо знакомы с таким форматом ведения бизнеса, как франчайзинг. Данная схема прижилась во многих сферах деятельности, включая розничную продажу топлива на АЗС. Большинство крупных нефтяных компаний имеют собственные автозаправочные сети и привлекают к сотрудничеству под своим фирменным брендом независимых игроков топливного рынка. Однако наряду с положительными отзывами о франчайзинге в прессе есть немало публикаций о преувеличенной эффективности партнерства данного типа. Какие минусы несет в себе франчайзинг, и кто из партнеров находится в менее выгодном положении?

В 2017 году общее количество АЗС в России перевалило за 15 тысяч. Из них только 40% принадлежит нефтяным гигантам, остальные – частные компании. Независимым игрокам по понятным причинам непросто конкурировать с оптовыми поставщиками. Поэтому часть из них переходит на франчайзинг – заключает договор с известным сетевым игроком и работает по его правилам. Интерес к такому виду сотрудничеству понятен – франчайзинг упрощает ведение бизнеса.

Франчайзи (сторона, которая приобретает право работать под чужим брендом) получает поддержку со стороны партнера-франчайзера, который обеспечивает поставку топлива, предоставляет готовые, апробированные стандарты и схемы работы, занимается продвижением и рекламой своих фирменных продуктов. За свои услуги (франшизу) франчайзер получает определенные выплаты (взносы, роялти) и нового участника фирменной сети, при этом предпринимательские риски возлагаются на франчайзи. О взаимовыгодности такого формата говорит тот факт, что собственные франчайзинговые программы разработали и внедрили в РФ такие компании, как Shell, «Газпромнефть», «Лукойл» и др. В данных концернах под фирменным брендом работают независимые в прошлом АЗС, заключившие договор франчайзинга в надежде на более высокую прибыль и защищенный бизнес. Но все ли так идеально в этой схеме?

Трудности старта

Тем, кто только задумывается или планирует сотрудничество по франчайзинговой программе, следует объективно оценить свои возможности и все сложности организации бизнеса:

  • Франчайзеры из сферы АЗС выдвигают жесткие требования к потенциальным партнерам – этого требует рыночная конкуренция. Предстоит выдержать условия по параметрам объекта, оформлению, сервису. Существующий объект предстоит «перекроить» в соответствии с фирменным стилем выбранного франчайзера. Дополнительные расходы (зачастую немалые) придется понести и на ребрендинг, и на переоборудование – известные бренды используют соответствующую своему уровню оснастку. Если речь идет о строительстве новой АЗС, нужно быть готовым не только к существенным затратам, но и хлопотам по оформлению разрешительных документов – ждать помощи от партнера в этом деле не приходится.
  • Перевод автозаправки на франчайзинг – не быстрый процесс. Для этого может понадобиться 3 месяца и больше, и, возможно, в этот период заниматься продажами не получится – приходится временно приостанавливать бизнес. Еще больше времени уходит на строительство нового объекта – это может затянуться на год (с учетом получения всей разрешительной документации). Это одна из причин, почему многие франчайзеры предпочитают сотрудничать с предпринимателями, уже имеющими действующую заправку (или сразу несколько АЗС), которая работает не один год.
  • Солидные франчайзеры тщательно прорабатывают договор о сотрудничестве. Человеку, малосведущему в юриспруденции, непросто разобраться во всех правовых тонкостях. Поэтому желательно изучить и оценить документ со специалистом, чтобы четко понимать свои права и обязанности.

Открывая бизнес по программе франчайзинга, важно помнить: предпринимательство – это всегда риск. Франшиза не гарантирует успех: известно много случаев, когда партнерство не принесло желаемого результата, и предпринимателям приходилось сворачивать бизнес и мириться с убытками.

Ограничения для франчайзи

Что же может увидеть в бизнес-контракте партнер, желающий поработать под известной торговой маркой?

Франчайзеры, заботясь о своей репутации и прибыли, прописывают массу ограничений для франчайзи. Они касаются многих пунктов, в первую очередь, цен на топливо, ассортимента допускаемых к продаже товаров и перечня дополнительных услуг. Франчайзи:

  • не может закупать топливо у других производителей/поставщиков – он продает продукцию только своего партнера;
  • не может снижать цену (а это усложняет конкуренцию с другими АЗС, где реализуют горючее по более низкой стоимости);
  • не имеет права продавать дополнительные товары, не согласованные с собственником продвигаемой торговой марки. Иногда франчайзер требует от своего партнера, чтобы тот сотрудничал (закупал продукцию) у определенных поставщиков, несмотря на то, что у тех цены выше среднерыночных;
  • могут обязать провести невыгодную для него акцию и установить другие обязательства.

Все условия указываются в договоре, поэтому важно внимательно изучить документ, чтобы понимать степень своей «свободы». В случае невыполнения каких-либо предписаний франчайзер может наложить штраф или разорвать договор в одностороннем порядке.

Проблемы франчайзеров

Хотя на первый взгляд может показаться, что франчайзинговая программа не несет никаких рисков для владельца торговой марки – франчайзера, это не так. Последние также несут значительные расходы на рекламу, консалтинг, обучение. Некоторые компании даже предоставляют партнерам кредиты по заниженным процентным ставкам. Франчайзеры делятся своими фирменными наработками, а недобросовестные компаньоны в дальнейшем могут использовать это в собственных целях. Не стоит забывать о репутационных рисках – нарушая стандарты бренда, франчайзи тем самым наводит тень на всю торговую марку. Наконец, франчайзерам не так просто контролировать бюджет своих франчайзи, и последние могут обманывать партнера при перечислении оговоренного контрактом процента от полученной прибыли.

Учитывая все сложности и минусы франзчайзинга, многие держатели брендов и предприниматели отказываются от данной системы и выбирают другие формы партнерства, например, такие, как региональное сотрудничество.

2018-12-03T16:05:10+00:00