Какая жизнь – такой и бензин: почему на АЗС продают плохое топливо под марками известных производителей?

Снижение цен на нефть, политика сдерживания розничной стоимости топлива и налоговый прессинг в виде роста НДПИ и акцизов спровоцировали кризисную ситуацию в заправочном бизнесе. Крупные сети автозаправок, например, «ЛУКойл», сворачивают невыгодные АЗС в регионах. А независимые владельцы автозаправок ищут возможности противостоять разорению в продаже контрафактного топлива под марками известных брендов. Незаконное использование торговой марки наносит ущерб всем:

  • покупателям, которые платят за брендовое высококачественное топливо, а получают плохой продукт;
  • производителям, которые несут непоправимые репутационные потери и вынуждены принимать ответные меры;
  • продавцам, которые в конечном итоге тоже теряют репутацию и вынуждены отвечать в суде за нарушение Федерального закона «О защите конкуренции».

Как относятся производители к использованию их бренда?

Проблема качества топлива на разных автозаправках не в разнице поставляемого продукта, а в неправомерном использовании розничными продавцами известных торговых марок. Компании-производители или сети розничных заправок часто сталкиваются с этим и научились принимать ответные меры.

НК «Роснефть». Для самой большой нефтяной компании России приоритетным вопросом в продаже топлива является высокое качество, поэтому нарушения прав собственности на атрибуты бренда – предмет разбирательств в досудебных и судебных инстанциях. Юридический отдел компании постоянно мониторит рынок, правомерно ли используются товарные знаки и элементы брендбука «Роснефти». Лидерами среди нарушителей в компании называют Челябинскую, Волгоградскую и Орловскую области.

ПАО «ЛУКойл». Специалисты выявляют в год по полторы сотни случаев копирования независимыми АЗС фирменного знака и стиля шестой в мире нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей компании. «ЛУКойл» не стремится во что бы то ни стало взыскать штрафы за ущерб репутации, действия юристов компании носят, скорее, профилактический характер:

  • нарушителям закона направляется претензия с требованием прекратить пользоваться брендбуком «ЛУКойла» во внесудебном порядке, обычно на большинство требований заправки-нарушители быстро реагируют;
  • если реакции нет, компания направляет заявление в региональное управление ФАС РФ;
  • в крайнем случае юристы компании направляют иск в арбитражный суд.

Под санкции в прошлом году попали независимые АЗС семи российских областей, Республики Калмыкия и Краснодарского края.

Никто из крупных производителей не готов нести ответственность за продажу под их маркой или брендом контрафакта – топлива, которое не отвечает требованиям технического регламента. Поэтому все нефтеперерабатывающие компании поддерживают инициативы на законодательном уровне по:

  • контролю качества продукции;
  • мониторингу работы АЗС;
  • пресечению оборота контрафактного топлива, наносящего вред окружающей среде и подрывающего доверие потребителей к отечественным производителям.

Когда использование бренда производителя нарушает закон и что за это бывает?

К нарушению Федерального закона «О защите конкуренции» относится не только продажа контрафактного топлива под известной, но не имеющей отношения к некачественному продукту, маркой.

АЗС, которые незаконно эксплуатируют известный бренд, нарушают стандарты крупных компаний, что проявляется не только в плохом качестве продукта, но и в обслуживании, и в номенклатуре предлагаемого топлива. Часто встречаются ситуации, когда владельцы АЗС умышленно повторяют товарный стиль известной компании. Но еще чаще закон нарушают джобберские сети – независимые автозаправки, которые реализуют продукцию компаний-производителей на основании сублицензионного соглашения. После того, как соглашение перестает действовать, джобберы продолжают использовать товарные знаки, символику и корпоративные цвета крупных сетей.

Незаконно не только полное копирование бренда на автозаправке, не имеющей отношения к правообладателю. Часто независимые АЗС «воруют» элементы корпоративной стилистики или цвета известного бренда в надежде, что водителя на ходу привлечет знакомый цвет, и он не станет вчитываться в названия.

Такая ситуация заставляет крупных игроков искать конструктивные решения и регистрировать как товарный знак:

  • атрибутику АЗС;
  • особенности сервиса;
  • правила оформления;
  • архитектуру заправок;
  • внешний облик заправочного комплекса».

Исключительное право на свой товарный знак владелец или компания получают сразу после регистрации в Роспатенте. Нарушение этого права чревато:

  • гражданской ответственностью (требованием устранить все, что связано с чужим брендом: знаки, названия, символику, имущество, цвета);
  • административной ответственностью (компенсацией до 5 миллионов рублей, ликвидацией юрлица при неоднократно выявленных нарушениях);
  • уголовной ответственностью (если совершены действия, которые имеют признаки уголовного преступления)».

Есть ли альтернатива незаконному использованию чужого бренда?

Использование чужого товарного знака, корпоративного стиля, равно как и продажа контрафактного топлива, – вопрос не только нравственный в условиях выживания, в которые загнаны владельцы независимых АЗС.

Проблема топливного рынка России в том, что розничные цены на бензин искусственно сдерживаются, тогда как крупнооптовые свободно растут. Прибыли розничного продавца тают вместе с разницей между ними. При этом увеличивается налоговый пресс: растет НДПИ, поднимаются акцизы, что еще больше стимулирует рост оптовых цен. В таких условиях даже добросовестные владельцы заправок, чтобы выжить, вынуждены идти на нарушение закона, чтобы избежать банкротства.

И все же, нет безвыходных ситуаций. Если владелец независимой АЗС хочет сохранить лицо перед партнерами и законом, не потеряв при этом прибыли, выход можно найти в целенаправленных мерах:

  • создать собственный узнаваемый бренд;
  • предоставлять на АЗС качественные стандартные услуги;
  • придумать уникальный собственный сервис;
  • использовать катализатор горения для улучшения качества топлива.

Катализатор горения в этом случае может стать и катализатором выживаемости бизнеса, ведь каким бы хорошим ни был сервис, как бы привлекательно ни выглядела АЗС, главная составляющая выживания и развития – это качественный бензин.

Компания ИннТехТрейд оказывает содействие своим клиентам при оформлении технической документации и получении сертификатов на топливо, созданное с включением данных модификаторов и кроме того предлагает готовую упаковку по продаже новых сортов. Подробности на promoazs.ru


2018-07-30T15:08:28+00:00