Будущее АЗС за автоматизацией?

Расходы на содержаниеавтозаправок из года в год растут. Дают о себе знать периодическое повышениеналогов, рост коммунальных платежей и увеличивающиеся социальные требования пооплате труда. Владельцам АЗС, ищущим законные и действенные методы оптимизацииработы своих станций, эксперты рынка рекомендуют инвестировать втехнологические инновации. Возможно, сейчас – самое время автоматизировать АЗС.

Ведущие мировые автопроизводители обещают уже в ближайшее десятилетие превратить автомобили в гаджеты. Основная цель инженеров – создание автономных транспортных средств, способных функционировать без надзора человека. Подобные проекты уже не фантастика – на специализированных выставках все чаще появляются эффектные беспилотники, а с 2016 года на дорогах некоторых стран появились первые роботизированные пассажирские автомобили, например, робомобили Uber.

Логично, что для таких участников дорожного движения понадобится и своя инфраструктура, в том числе автозаправочная. Для беспилотных машин идеально подойдут высокотехнологичные автоматические заправочные станции (ААЗС). Как же должна происходить заправка топлива?

Уже существуют и работают в экспериментальном режиме ААЗС, в которых реализованы самые смелые фантазии. Шведско-американская роботизированная система Fuelmatics Systems AB полностью освобождает водителя от участия в процессе заправки – ему не нужно выходить из салона. От клиента требуется лишь оплата горючего, что можно сделать через мобильное устройство. После этого остается подождать, пока все манипуляции – открытие крышки бензобака, присоединение заправочного пистолета, непосредственно заправка и закрытие крышки – выполнит робот. Удобно, не так ли, особенно для беспилотника.

Автоматизация для робомобилей и не только

Конечно, говорить о повальном выходе на дороги беспилотников (тем более, в нашей стране) еще очень рано – на совершенствование и внедрение беспилотных роботизированных проектов понадобится немало времени. Так, может, и появление автоматических заправок преждевременно? Посмотрим на ААЗС с точки зрения текущих реалий.

Как показывает статистика, после кризисного падения объемы продаж автомобилей в России растут. Пока по количеству автомашин на душу населения мы существенно отстаем от США и многих европейских стран (для примера: на 1000 человек в РФ в 2017 году приходилось 305 автомобилей, тогда как в Финляндии – 604). По мнению экспертов, в ближайшие 10 лет наша страна сможет выйти на новый уровень: по прогнозам, количество машин за это время может вырасти почти втрое (до 850 авто на 1000 человек). А это значит, что нужны будут автозаправки, способные быстро и качественно обслуживать большое количество клиентов. Автоматический сервис в этом плане является перспективной альтернативой традиционным бензоколонкам ввиду высокой пропускной способности: как показывает отечественная практика, автоматическая станция реализует на 30% топлива больше, чем обычная.

Автоматизация как способ повышения конкурентоспособности 

Ввиду высоких закупочных цен и сдерживания антимонопольной службой розничных расценок АЗС не могут завоевывать покупателей за счет понижения стоимости топлива: в условиях низкой маржи приходится находить новые способы оптимизации бизнеса. Те, кто пытается зарабатывать за счет некачественного горючего, оказывает себе медвежью услугу – потребители становятся все более требовательными и просто уходят к другим поставщикам. Надежные методы привлечения клиентов и увеличения прибыли – это расширение спектра услуг и совершенствование самого сервиса, в том числе за счет автоматизации.

Развитие автоматизированных АЗС в РФ

Первые полуавтоматические АЗС в России открыл финский нефтяной концерн Neste, владеющий сотней заправок в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. За финнами автоматизацией своих заправок в РФ занялись крупные отечественные сети – «Газпромнефть», «Лукойл», «Роснефть», «Татнефть». Именно им принадлежит более 80% ААЗС, среди независимых станций автоматических сервисов намного меньше.

Собственные разработки по автоматизации АЗС сегодня предлагают десятки отечественных компаний. Это проекты с различным набором функций и опций как для коммерческих (торговых) организаций, так и для внутриведомственного использования (на карьерах, стройплощадках, с/х предприятиях и т.д.). Автоматизированный сервис отличается по вариантам оплаты через терминалы, способам идентификации пользователей и методами управления.  

Также может отличаться и степень автоматизации АЗС. Приведенный выше пример с Fuelmatics Systems – это передовая технология, которая пока не получила широкого распространения. В нашей стране большинство ААЗС – это станции с частичной автоматизацией, на территории которых находятся топливораздаточные колонки, топливные резервуары и платежные терминалы, принимающие банкноты и магнитные карты. Такие заправки могут работать с минимальным количеством обслуживающего персонала – зачастую достаточно одного дежурного, а это означает, что можно экономить на оплате труда. Частичная автоматизация подразумевает самообслуживание – потребитель сам вносит оплату через терминал (без обращения к оператору) и самостоятельно заправляет машину (без помощи заправщика).

Плюсы и минусы автоматизированных АЗС

Как уверены эксперты, вопрос целесообразности автоматизации АЗС полностью отпадет после широкого распространения беспилотного транспорта. А как же обстоят дела сейчас, насколько оправдано внедрение новых технологий?

У автоматическихавтозаправок есть свои плюсы и минусы, которые нужно учитывать при модернизациикаждой отдельной станции. Помимо увеличения скорости обслуживания и сниженияиздержек на содержание персонала, ААЗС решают проблему неучтенного топлива –данные системы позволяют устанавливать лимиты и удаленно контролировать вреальном времени все процессы. Это выгодно и для самого владельца станции, идля потребителей. Однакопри этом собственнику АЗС нужно учесть дополнительные затраты на специальноепрограммное обеспечение, интеграцию дополнительного оборудования и обеспечениекруглосуточного мониторинга работоспособности системы. Окупаемость инвестиций вавтоматизацию требует времени, поэтому на ощутимую экономию следуетрассчитывать в перспективе.

Отдел маркетинга компании «ИннТехТрейд» подготовил презентацию «Атоматические АЗС» (кейсы по автоматизации, обзор рынка), если вам интересна эта тема — отправьте запрос на e-mail — a.markin@inntt.ru

2018-12-12T17:42:02+00:00