Стоит ли заниматься АЗ-бизнесом в 2018 году?

Суперсовременные АЗС на федеральных трассах и старенькие автозаправки в провинции, открывающиеся и закрывающиеся заправки, а то и просто брошенные. Действительно, ряд заправок закрывается по причине убыточности. А ряд АЗС диверсифицируется. Контроль становится жестче, конкуренция заставляет искать всё новые и новые решения, следить за новшествами своего рынка и смежных, изучать поведение и настроения покупателей, работать над развитием нетопливных источников дохода. Что вообще происходит с рынком, есть ли смысл заходить на него или присмотреть другие варианты вложения свободных средств?

В 2018 году рынок будет вполне дружелюбен к тем, кто идет по этому пути, готов анализировать, искать, адаптировать бизнес. Факторов «против» тоже хватает: высокая конкуренция, рост акцизов, а также человеческий фактор, из-за которого придется пересматривать многие нововведения и «старые добрые» алгоритмы работы.

Ситуация на рынке сегодня

В последние годы крупные топливные компании последовательно и сосредоточенно вытесняли с рынка мелких продавцов. У вас нет собственных производств, нет нефтебаз, вы закупаете топливо у давальческих компаний, видите, как растет у них стоимость бензина, подчас даже превышая розничную цену топлива на крупных АЗС? Да, всё это есть. Какая тут честная конкуренция и качественное топливо, если перебить цену давальческих компаний невозможно, а разница едва дает возможность сводить концы с концами?

Тем не менее, ряд маленьких заправок выживает и даже процветает. Давайте присматриваться. Схематический портрет небольшой успешной АЗС

Итак, вот, что есть у не самой крупной, но достаточно популярной автозаправочной станции:

  • Удачное расположение в местах с плотным трафиком – в черте города или на оживленной трассе.
  • Персонал с достойной заработной платой: три-четыре оператора, охранники, товаровед, старший смены, уборщицы, кассиры. Плюс желательно нанять «пистолетчиков» для удобства клиентов и повышения престижа АЗС.
  • Магазин, где продают товары в дорогу, автомобильные товары.
  • Кофеварочная машина, выпечка и сладости к горячим напиткам.
  • «Тревожные кнопки» – наличие охраны не отменяет нужды в них, а «тревожные кнопки» не делают лишней охрану.

В зависимости от особенностей местности и транспорта, который составляет основной трафик, также могут сослужить добрую службу терминалы для пополнения счета, небольшой гостиница, шиномонтаж и т.д.

А как выживают на периферии?

Предположим, вы не можете или не хотите открывать бизнес в городе. Значит ли это, что АЗС на отдаленной трассе обречена на провал? В общем, нет. Просто требуются определенные корректировки.

Как минимум в первое время можно обойтись без современного дизайна и масштабных рекламных кампаний, большой штат тоже ни к чему, сервис на старте тоже может быть минимальным. Стоимость топлива при этом, несмотря на наивные ожидания потребителей, вовсе не должна быть ниже: АЗС в глубинке, так же как АЗС в столице, связаны ценами давальческих компаний.

При этом оптовые базы располагаются неподалеку от узловых станций железной дороги, так что ее удаленность от автозаправочной станции может составлять и десять, и пятьдесят, и пару сотен километров. Соответственно, доставка топлива уже увеличивает цену его продажи, и этот фактор никак не обойти, даже если до минимума уменьшить зарплату персоналу и пренебречь всеми дополнительными опциями заправки. А ведь есть еще расходы на охрану, связь, налоги, проверку топлива, обслуживание техники… Это не говоря о том, что владельцу автозаправки, возможно, потребовалось взять кредит на запуск бизнеса, и его нужно чем-то погашать.

Что еще влияет на цену топлива?

Помимо отпускных цен давальческих организаций, очень важна налоговая составляющая. Если сложить все налоги и сборы, которые заложены в цену топлива, то получится, что они составляют более половины от его цены. Заложниками этой ситуации являются и крупные, и мелкие компании. Наверняка вы слышали о том, что крупные игроки рынка иногда едва выходят «в ноль», и даже самые видные добытчики полезных ископаемых говорят о том, что розничная топливная торговля не выгодна.

Тем не менее, все они остаются на рынке и неплохо себя чувствуют. Почему?

Как еще можно зарабатывать на АЗС?

Немалую долю доходов обеспечит автозаправке нетопливная составляющая: от торговли автомобильными товарами до шиномонтажной мастерской.

Очень неплохие перспективы сейчас открываются и перед компаниями, которые делают ставку на брендированное топливо. Автомобилисты все больше задумываются о том, как сохранить «здоровье» и ходовые качества своего автомобиля, и брендированное топливо отлично в этом помогает. Может показаться, что в период кризиса спрос на дорогой бензин падает – это и так, и не так: одни люди действительно начинают экономить, другие же экономят, но не на топливе, а на замене авто. Если в лучшие времена они меняют автомобиль каждые три-пять лет, то в кризис затягивают пояса и предпочитают продлить годы службы имеющейся машины, а не вкладываться в новую.

Так что спрос на брендированное топливо есть всегда – это во-первых. Во-вторых, сам факт наличия такого топлива на вашей заправке – это ряд четких сигналов для целевой аудитории: АЗС современная, продвинутая, следит за тенденциями рынка и ожиданиями потребителей, она пришла на рынок всерьез и надолго. Всё это автоматически поднимает планку автозаправки на новый уровень.

Что касается доходности с брендированного топлива, то удорожание при его внедрении составляет порядка 30 копеек/литр, отпускная же цена – примерно +80 копеек/литр. Разница получается весьма существенной и может составить неплохую прибавку к доходам заправки.

Конечно, это, скорее, решение для АЗС в крупных городах и на федеральных трассах, чем для маленьких заправок в поселках, впрочем, имеет смысл изучить ожидания и приоритеты ваших клиентов. Возможно, они удивят вас своей продвинутостью.

 

Александра Королева

2018-01-15T18:45:01+00:00