Большая часть (до 65%) автозаправок в РФ находится в собственности независимых владельцев, однако лидерами по объемам продаж продолжают оставаться нефтяные вертикально-интегрированные компании. Последние не проявляют особого желания обзаводиться новыми станциями и планируют увеличивать прибыль за счет совершенствования имеющихся АЗС.

Основными игроками на российском рынке автозаправок являются компании «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром нефть». Одна из самых крупных нефтегазовых компаний мира – «Роснефть», владеющая почти тремя тысячами (2897) станций по всей России, пока не раскрывает своих планов относительно развития розничного сектора. Руководство «Лукойла» в ближайшее время не планирует существенного расширения или сокращения сети своих фирменных АЗС, коих в России насчитывается более 2600. Представитель «Газпром нефти», владеющей сетью из более 1200 заправок, не исключает возможности покупки новых объектов, однако отмечает, что в приоритете компании – повышение эффективности уже действующих АЗС.

В то же время розничный рынок России представляет интерес для крупных иностранных игроков. Например, компания Shell, уже открывшая в нашей стране более 200 автозаправок, заявила о своем желании и готовности расширить сеть АЗС. Однако в масштабах страны речь идет только о точечных сделках – приобретении или открытии нескольких автозаправок.

Особенности и сложности работы современных АЗС

Первые автозаправки в России строили где-нибудь и как-нибудь, главное было – установить бензоколонку. Только после прихода более опытных зарубежных конкурентов в 1990-х годах научились проводить аналитическую работу перед открытием новой или покупкой действующей АЗС. Месторасположение, проходимость, расчетная доходность – нефтяные компании, заинтересованные в развитии собственных заправок, начали тщательно изучать эти параметры, поэтому нередко вместо покупки работающих станций они предпочитают строить новые. Сейчас у независимых игроков в собственности находится много малопривлекательных объектов.

По мнению экспертов, в настоящее время розничный заправочный бизнес не представляет особого инвестиционного интереса в силу низкой маржи. Если раньше даже при низком спросе прибыль достигала 35%, то сейчас этот показатель упал втрое. При этом затраты на содержание АЗС постоянно увеличиваются, и не всем предпринимателям удается обеспечить достаточную рентабельность бизнеса.

Последние 5 лет наблюдается рост продаж бензина, но некоторые владельцы АЗС   поддаются  панике и продают свой бизнес 

С резким снижением рентабельности сталкиваются и крупные сетевые игроки. Например, в 2017 году компания «Лукойл» была близка к тому, чтобы расстаться с третью своих фирменных автозаправок, однако впоследствии от этого решения отказалась. Как показывает международная практика, розничные продажи топлива не являются главным источником прибыли нефтяных корпораций, основной заработок обеспечивает оптовая торговля, благодаря которой вертикально-интегрированные компании доминируют на рынке и устанавливают свои правила игры.

Что касается независимых игроков, то им приходится приспосабливаться и в буквальном смысле выживать. Одни переходят на работу по франшизе, другие заключают договоры с оптовыми поставщиками, соглашаясь реализовывать топливо за определенную комиссию, третьи работают над усовершенствованием своих заправок, расширяя ассортимент горючего и предоставляя дополнительные услуги и товары. Есть и такие предприниматели, которые идут на нарушение закона и торгуют контрафактными продуктами – таких случаев немало.

Чтобы иметь возможность развивать действительно независимую розницу, нужна государственная защита от действий монополистов и обеспечение равного доступа к нефтепродуктам всем игрокам рынка. С этой целью представители отрасли предлагают развивать биржевую торговлю на внутреннем рынке. Предприниматели жалуются, что отгрузок на бирже очень мало по сравнению с объемами на внебиржевом рынке.  Предпринимателям также хотелось бы минимизировать административное вмешательство в ценообразование на рынке нефтепродуктов.

Будущее — за мультизаправками

Опыт успешных ритейлеров показывает: добиться заметного увеличения рентабельности АЗС позволяют эффективная организация сервиса и расширение услуг. На Западе дополнительный сервис приносит некоторым заправкам до 70% прибыли, в РФ переход к современному формату происходит достаточно медленно, однако изменения есть.

Напимер, до трети прибыли фирменных станций автозаправок Shell в России обеспечивают продажи кофе и услуги кафе. Растет «нетопливная» прибыль и у отечественных сетевиков. Так, «Роснефть» смогла за два года увеличить на 20% продажу сопутствующих товаров. Стратегией компании предусмотрен дальнейший рост продаж, в том числе за счет расширения ассортимента. Поддерживает и подтверждает общемировую тенденцию и «Газпром нефть»: по оценкам компании, благодаря развитию розничной торговли на АЗС и появлению дополнительных товаров, помимо прибыли от их реализации, увеличилась посещаемость заправок, и, как следствие, на 5% выросли продажи нефтепродуктов.

Эксперты советуют обратить внимание на новые перспективы автозаправок, которые появились благодаря электромобилям. Зарядка такой машины может проходить в обычном (от 8 часов) или ускоренном режиме (около получаса), и в любом случае требует времени. Владелец авто, скорее всего, с удовольствием проведет это время в уютном кафе или магазине на территории АЗС, а это – дополнительная прибыль. Представители компании Shell считают оправданными затраты на установку зарядок для электрокаров (стоимость устройства может составить от 1 до 3 млн руб.). На данный момент крупные сетевые игроки уже имеют по несколько АЗС, оснащенных специальными установками зарядной станции, и в ближайшем будущем планируют увеличивать их количество.

Альтернативное будущее 

Компания Shell подала яркий пример того, как можно зарабатывать даже в такое тяжелое время. Shell внедрила стратегию по реализации брендированного топлива. Подробно мы рассказывали об этом в нашей статье — Золотая ниша для независимых АЗС.    Рекомендую к прочтению, если вы хотите поднять моржу с розничной продажи топлива через сети АЗС.

Марк Брюлов