Конкурентная борьба за покупателей среди АЗС ведется очень серьезно, и на фоне снижения доходов от продажи топлива владельцы оказываются перед необходимостью искать другие способы заработка. Кафе при автозаправочной станции – один из таких способов: заработать на нетопливных услугах, выделиться среди других автозаправок, привлечь клиентов.

Нормален ли вообще перекос в сторону нетопливных доходов?

Более чем. Так, в ЕС доходы автозаправочных станций от продажи бензина составляют менее половины от общих. А владельцы авто отмечают, что инфраструктура в двух случаях из трех определяет, заедут они на эту заправку или нет.

Далее. Одним из самых доходных и популярных видов бизнеса на планете является продажа кофе и напитков на его основе. Разница между себестоимостью чашки кофе и отпускной ценой – от 1:3 до 1:10. Автозаправка со средней проходимостью может продать 35–40 чашек кофе в день на старте развития бизнеса и довести это число до сотни в течение года. Некоторым заправкам удается продавать по пятьсот чашек в день и даже больше, но тут во многом играет роль расположение АЗС.

И это мы говорим только о кофе – без выпечки, десертов, горячих блюд. Причем ожидания у посетителей кафе на заправке довольно скромные: даже если в обычной жизни они привередливо выбирают вид, сорт, регион произрастания зерен и тип обжарки, то на заправке они хотят просто вкусный крепкий кофе. А всё, что потребуется для его приготовления на АЗС, – автоматические кофе-машины. Обратите внимание: не ручные, они снизят производительность труда операторов.

Как выбирать поставщиков и контролировать процессы?

Выбирайте поставщиков машин, которые предлагают опцию удаленного управления, онлайн-мониторинга и сбора статистики. Это раз и навсегда снимет проблему недобросовестных операторов и сервис-механиков, не позволит продавать кофе «мимо кассы» и случайно либо намеренно сбить настройки приготовления напитков. Это серьезный фактор – при отсутствии контроля «мимо кассы» продают до трети чашек, сервис-механики могут вступить в сговор с персоналом и скрутить счетчик. А сбитые настройки кофе-машины или намеренно измененная «для экономии» рецептура – отличный способ напоить ваших гостей бурдой, которую они никогда не захотят попробовать снова. Удаленный мониторинг – единственный способ гарантировано избежать этого.

Чтобы выбрать поставщика зерен, обращайте внимание не на показательные выступления с дегустациями, а на объемы закупок. Чем больше у компании годовой объем закупок, тем больше вероятности, что она имеет достаточные ресурсы, чтобы выпускать смеси для кофемашин, которые не требуют бесконечного изменения настроек техники. Да, таких компаний немного. Если вы не ставите целью варить самый вкусный кофе на своих заправках, то можете выбирать и небольших поставщиков с маленькими объемами закупок, однако тогда вся система потребует больше контроля, внимания и квалифицированных сотрудников. Иначе не получится стать автозаправкой, о которой клиенты будут говорить: «У них самый вкусный кофе, за которым я заезжаю нарочно».

Работа сервисной организации тоже требует контроля: есть регламент обслуживания машин, механик должен прибывать на объекты не только тогда, когда что-то сломается, но по факту они не очень-то рвутся приезжать на плановое ТО. А их любимое «развлечение» – выписать акт на замену дорогостоящей детали, когда такой необходимости на самом деле нет, или договориться с персоналом, чтобы механика вызывали почаще. Решаются эти проблемы опять же автоматизацией. Если оборудование неисправно, вы получите уведомление. Если произошел сбой, требующий диагностики, вы немедленно узнаете об этом. Если пришло время сервисного обслуживания, система отправит сообщение. И так далее. А человеческий фактор выносится за скобки, оставляя крайне мало места для манипуляций. Результат – экономия средств, всегда качественный кофе и никакого простоя из-за поломок.

А к кофе можно предлагать выпечку, сладости, фаст-фуд – на них тоже можно отлично заработать.

Всё перечисленное выглядит слишком хлопотным?

Кофе – не единственный способ привлечь клиентов, вы можете выделиться среди АЗС и другими уникальными предложениями. Изучайте потребности автомобилистов, узнавайте, какие дополнительные услуги на заправке важны для них и внедряйте их у себя.

С другой стороны, необязательно вообще делать упор на нетопливную статью доходов. На топливе по-прежнему можно отлично зарабатывать, если действовать не по инерции, а следить за настоящими потребностями рынка.

Сейчас все больше автовладельцев всерьез задумываются о том, как влияет качество бензина на состояние автомобиля, как следствие – они склоняются к использованию брендированного топлива. Предложив проверенные марки высококачественного брендированного бензина, вы поднимете рейтинг заправки в глазах клиентов и получите дополнительный способ заработка без расширения списка услуг вашей заправочной станции.

 

Александр Невзоров