Вы можете представить, что настанет день, когда водителю не придется самому ехать на автозаправочную станцию, чтобы пополнить запас топлива? А как вы относитесь к тому, что через мобильное приложение АЗС можно будет не только назначить удобное для вас время заправки, но и заказать любимый бургер или салат, а также услуги химчистки? Эксперты уверены: в ближайшем будущем сервис автозаправок заметно расширится, и главное – впереди АЗС ждет цифровая революция.

Говоря о будущем, следует прислушаться к Льюису Кэрроллу. Известный английский математик еще в XIX веке очень верно подметил: чтобы просто оставаться на местенужно бежать со всех ног, а чтобы куда-то попасть, придется бежать как минимум в два раза быстрее. Сегодня это утверждение как никогда верно, ведь чтобы удержаться на конкурентном рынке, нужно заблаговременно улавливать тенденции и как можно быстрее внедрять новые технологии в своем бизнесе. Главные тенденции нашего времени – клиентоориентированность и цифровая трансформация, которую предстоит пройти и автозаправкам.

Чтобы сохранять прибыльность, а она на АЗС по разным причинам в последнее время уменьшается, необходимо внедрять новые идеи и технологии.

С кого брать пример?

Напомним, что на развитых рынках прибыль от основной деятельности – продажи топлива – составляет уже менее половины, а иногда и менее 30% от общих доходов крупных станций. В будущем эта цифра будет еще меньше. Чтобы привлечь клиентуру и удовлетворить потребителей, которые сегодня диктуют свои условия на рынке, известные сетевые АЗС расширяют ассортимент товаров, увеличивают перечень услуг и делают доступ к ним максимально удобным – в первую очередь речь идет о мобильном сервисе. В нашей стране передовые технологии управления бизнесом пока внедряют очень немногие.

Современная успешная АЗС – это объект ритейла, так же, как современные магазины или пункты питания фаст-фуд-формата. Однако если торговые организации и сетевые общепиты постепенно осваивают цифровые технологии и потихоньку перестраивают свою логистику с учетом новых вызовов, то топливный бизнес в этом направлении упорно топчется на месте.

Что сегодня предлагает современный общепит?

Поскольку в общепитах разного формата постоянно увеличивается количество заказов, поступивших с мобильных устройств, сетевые организации активно перестраивают логистику и решают вопросы, связанные с приемом и обслуживанием онлайн-заявок. Одни рестораны организуют отдельные линии для приготовления еды: одну для подачи внутри помещения, другую – на вынос. Вторые проводят реорганизацию пространства кухни, увеличивая зону готовки и уменьшая площадь зала, поскольку увеличивается число заказов на вынос. Некоторые дополнительно открывают тачскрин-киоски. Огромное внимание уделяется разработке удобной и надежной упаковки, в которой еда благополучно «доедет» до заказчика.

Серьезный вопрос для каждого кафе и ресторана – организация доставки заказа. Одни с этой целью создают свою службу, другие передают функцию специализированным организациям. Рассматривается возможность доставки не только велосипедами, мотоциклами и машинами, но и дронами. Главное – обеспечить контроль и автоматизацию процесса, привязать его к одной платформе управления, чтобы иметь возможность проводить мониторинг в реальном режиме времени.

Одни общепиты обходятся корпоративным сайтом, с которого можно оформить заказ, другие тратятся на разработку функционального мобильного приложения, чтобы обеспечить постоянный доступ к своим услугам и по максимуму автоматизировать бизнес-процессы. Благодаря этому клиенты могут удаленно оформлять и оплачивать заказ, а также отслеживать доставку.

Давно и успешно используют цифровые технологии для обслуживания процесса продажи, а также для коммуникаций с потребителями современные интернет-магазины.

Что же касается большинства отечественных АЗС, многие из которых уже обзавелись и торговыми точками, и собственными пунктами питания, то ИТ-инструменты и цифровые технологии на них практически не применяют. Это касается и дополнительных услуг (продажа сопутствующих товаров и продуктов питания), и основного топливного бизнеса.

Что впереди?

К чему стоит готовиться владельцам АЗС, которым придется работать в условиях эпохи digital?

Эксперты советуют обратить внимание на следующие тенденции:

1.​ Расширенный ассортимент топлива. Время, когда потребитель довольствовался минимальным перечнем доступных видов топлива, безвозвратно ушло. Больше всего клиентов достанется тем АЗС, которые смогут обслуживать и бензиновые машины, и транспортные средства на солярке, газе и электричестве. Не ограничивайтесь традиционными «сортами» горючего – в будущем будет все больше клиентов, предпочитающих заправляться премиальным топливом.

2.​ Мобильный сервис. Покупатели больше всего ценят свое время. Они уже готовы к тому, чтобы оформлять предзаказ на заправку. Но для этого у АЗС должно быть безопасное и функциональное мобильное приложение, где можно выбрать и заказать нужный товар, а также оплатить его. АЗС нужно создать «единое окно», через которое можно будет получить любые необходимые сервисы. Автолюбители оценят станцию, где им не придется вставать со своего сидения, чтобы заправиться и получить заказанную порцию еды.

3.​ Персональный подход. Имея в своем распоряжении глобальную ИТ-платформу, АЗС смогут обеспечить постоянный мониторинг действий клиентов – это поможет создавать персональные предложения для каждого потребителя с учетом предыдущих заказов.

4.​ Оптовые заказчики. По мнению западных экспертов, в ближайшем будущем жители мегаполисов по разным причинам будут отказываться от личных авто – подходящую машину на время проще будет взять в специализированных компаниях. АЗС придется задуматься о разработке специальных пакетов услуг для сектора В2В.

Скорее всего, все идет к появлению глобального интерактивного сервиса, и автозаправкам придется подготовиться к обслуживанию не автовладельцев, а беспилотных авто. Благодаря глобальным ИТ-платформам, на которые ляжет задача по обеспечению постоянного контакта между автомобилями и заправкой, будет вестись круглосуточный мониторинг транспортного средства. В момент, когда автомобилю потребуется топливо, его уже будет «ждать» станция – запрограммированная на нужные действия машина подъедет и заправится без участия водителя.

Смогут ли в таких условиях выжить небольшие автозаправки, у которых нет достаточных средств для создания собственных цифровых продуктов и платформенных решений? По мнению экспертов, за определенную плату они смогут присоединиться к системам крупных сетевиков и продолжить свою работу даже тогда, когда вокруг нас будут ездить одни машины-беспилотники.

Александр Королев