История развития АЗС в России

Сейчас нам кажется, что отдельные точки продажи бензина существовали всегда, но до начала XX века не было особых магазинов по продаже топлива. Бензин покупали в аптеке или галантерее, где он продавался как антисептик и топливо для горелок.

Развитие автозаправочных станций в качестве обособленных торговых точек началось с ChevronTexaco, которая тогда называлась Standard Oil of California. Именно эта компания открыла первую АЗС в 1907 году. Тогда заправочная станция выглядела как придорожная лачужка, возле которой стояли бочки бензина и обычные ручные насосы. В России первая заправка появилась спустя четыре года, а еще через три года более четырехсот заправочных станций работало в крупных городах страны.

Еще 15 лет прошло на западе до появления единого стандарта в оформлении заправочных станций и создания логотипов, 20 – до механических дозаторов, 25-30 – до электрических. В 1930-х годах топливо в Европе заливали из «железных дев» – стоящих на тротуаре колонок с насосами, а значительный рост числа автомобильных заправок начался только во второй половине XX века.

Развитие транспорта и автозаправочных станций

Именно на 1950-е годы приходится активный рост числа автовладельцев. Послевоенная разруха почти преодолена, автомобиль остается предметом роскоши, но уже не абсолютно недоступным. К 1960-м годам нефтепром выпускает дизельное топливо и три варианта бензина с октановым числом 66, 72 и 76. 66 вышел из употребления к началу 1970-х годов, чуть ранее появился бензин А-72.

Топливо, как один из видов «дефицита», распределяется только по талонам, приобрести его за наличные невозможно в принципе.

Разные типы талонов были:

  • у владельцев частных автомобилей

Для них не существовало ограничений на объем топлива для покупки, а талоны можно было купить в магазине, как обычный товар. Цена топлива была по нынешним временам смешной: в среднем литр стоил 8 копеек. Когда появился бензин А-92, он был очень дорогим: 20 копеек за литр.

  • у государственного автомобильного парка

Предприятия перечисляли деньги за поставки строго раз в десять дней. У каждого предприятия существовал месячный лимит на дизтопливо и бензин, превышать который было очень нежелательно: чтобы получить разрешение на дополнительный расход топлива, нужно было преодолеть массу бюрократических препон.

Колонки для топливораздачи производились в основном в СССР, незначительные объемы привозили из Чехословакии. Колонки были циферблатными, минимальный объем заправки составлял пять литров, и стрелка на циферблате отсчитывала эти порции. Позднее появились роликовые колонки.

Рядовые автовладельцы не имели права заправляться в сети государственных заправок, это было нарушением законодательства.

Строительство и развитие автозаправочных станций

Оно происходило по тому же плану, по которому шло развитие других отраслей. Провинциальные АЗС строили просто вдоль больших дорог, городские – неподалеку от промышленных или автотранспортных предприятий. Единственные в мире комбинаты автообслуживания, на балансе которых числились местные заправки, работали в 1960-х годах в Москве (всего 250 АЗС) и Ленинграде (115 АЗС).

В 1970 году ВАЗ выпустил первый «массовый» автомобиль – «Жигули», который нужно было заправлять бензином А-92. Именно этот момент можно считать отправной точкой в развитии отечественных автозаправочных станций: потребление топлива стало резко расти, хотя система оплаты по талонам оставалась без изменений.

Единственное исключение – появились еще талоны для иностранцев, приехавших в страну на собственных автомобилях, которые ездили на бензине А-95, в СССР не распространенном. Станции, где разливали этот «диковинный» бензин, тоже строго контролировались, именно там появилось то, что можно назвать сервисом, и эти же станции были куда более благоустроенными по сравнению с обычными.

Талонная система начала сдавать позиции в 1980 году, когда Москва принимала Олимпиаду. Два десятка автозаправочных станций в столице перешли на оплату наличными. Позднее присоединились и другие автозаправки. Расчет по талонам не прекратился даже в 1990-х годах, когда заправки за наличные деньги были повсеместными, однако теперь он сохранился только для государственного автотранспорта, и талоны стали красиво именовать «сервисными абонементами». В то же время окончательно исчезло разделение на частные и государственные заправки.

Эволюция. День сегодняшний

Тогда же, в 1990-х годах, начали появляться частные автозаправки. Вначале контейнерные, примитивные, затем – все более совершенные, построенные на основании проектной документации, прошедшие экологическую и техническую экспертизы, не чуждые представлениям о дизайне и эргономике.

На самом деле развитие получилось стремительным: современная АЗС – это просторное, чистое пространство, продуманное для эстетического восприятия и комфорта клиентов. Тут и зеленые зоны, и магазинчики, и небольшие кафе, где можно выпить кофе и перекусить, и банкоматы, и терминалы. При некоторых АЗС работают точки для быстрого техосмотра.

Разумеется, техническое оснащение станций не сравнимо с тем, которое было доступным 20-30 лет назад. И так же кардинально изменилось отношение к автомобилисту: цель работы современной АЗС – быть удобными, выгодными, доступными для клиента, чтобы в будущем он и дальше заправлялся именно в этой автозаправочной сети.

Александра Королева

2017-08-30T17:28:05+00:00